Великобритания создаст три новых банка путем продажи активов частично национализированных банков — Royal Bank of Scotland, Lloyds и Northern Rock
Канцлер казначейства (министр финансов) Великобритании Алистер Дарлинг заявил, что банки Lloyds Banking Group (с долей государства 43%), Royal Bank of Scotland (70%) и Northern Rock (100%) до 2013 г. или 2015 г. будут разделены на части. «Активы будут выставлены на продажу, когда для этого сложатся благоприятные условия, и мы сможем вернуть наши деньги (потраченные на спасение разделяемых банков.— «i»)»,— заявил господин Дарлинг. Чтобы усилить конкуренцию в финансовом секторе, активы планируется продавать новым компаниям на банковском рынке Великобритании, а не крупнейшим банкам страны.
Предполагается, что в ближайшие пять лет будут проданы около 700 филиалов национализированных банков. Royal Bank of Scotland готовит к продаже банковскую сеть, состоящую из 312 отделений (вся сеть — 2,2 тыс. филиалов), около 300 продаваемых филиалов придется на долю Lloyds Banking Group (вся сеть — 3 тыс. филиалов). Меньший из банков, Northern Rock, продаст филиальную сеть, насчитывающую 100 офисов. На основании проданных активов будут созданы три новые банковские сети, которые будут обычными розничными банками, ведущими операции с мелкими клиентами по вкладам и ипотечным ссудам.
Три новых британских банка воссоздадут существовавшие ранее региональные банки, которые в последние десятилетия были поглощены Lloyds, Royal Bank of Scotland и Northern Rock. Первый из новых банков — TSB — будет сформирован на основе подразделений бывшего Old Trustee Savings Bank, которые были выкуплены Lloyds и теперь будут возрождены по всей Британии. Второй банк — Williams&Glyn’s, который существовал в 1970-1980 гг., может быть воссоздан из сотен филиалов Royal Bank of Scotland в Англии. Третий банк, BankCo, будет сформирован за счет части «хороших» активов полностью принадлежащего государству банка Northern Rock, в который войдут потребительские вклады, ипотечные кредиты и филиалы. Правительство настроено учредить его как можно скорее.
По некоторым данным, Royal Bank of Scotland может продать свое страховое подразделение Churchill (страховые компании Direct Line и Green Flag), а также уменьшить объем инвестиционно-банковских операций в обмен на одобрение Европейской комиссией полученных в прошлом году в качестве государственной помощи 20 млрд. фунтов стерлингов ($33 млрд.).
Также на продажу могут быть выставлены принадлежащие Royal Bank of Scotland подразделения банка NatWest в Шотландии. Royal Bank of Scotland может избавиться и от своего инвестбанковского подразделения в Лондоне, которое в 2007 г. значительно расширилось в результате покупки нидерландского банка ABN Amro. Lloyds может продать входящие в него банки Cheltenham&Gloucester (который до 1997 г. был независимым ипотечным обществом) и Lloyds TSB Scotland.
Британские власти утверждают, что учреждение новых банков позволит повысить конкуренцию в финансовом секторе страны. В настоящее время на британском рынке банковской розницы более 90% операций приходится всего на шесть банков — HSBC, Barclays и принадлежащий испанской Grupo Santander банк Abbey и собственно Royal Bank of Scotland, Lloyds Banking Group и Northern Rock. Канцлер казначейства Алистер Дарлинг заявил, что ситуация, когда в Британии банковские услуги населению предоставляют «всего полдюжины крупных банков, является неприемлемой». По его мнению, создание новых банков необходимо для того, чтобы обеспечить «действительную конкуренцию и предоставить выбор для потребителей», разрушив монополию в потребительском кредитовании.
Продаваемые активы не смогут приобрести крупнейшие банки Великобритании. Европейские и британские регуляторы хотят гарантировать, что продажа активов не позволит какому-либо из участников рынка финансовых услуг увеличить свою долю до 15%. В результате в конкурсе на покупку активов не смогут участвовать британские банки HSBC и Barclays. Также антимонопольные органы Великобритании и ЕС ограничили испанский банк Santander в планах по покупке подразделений розничного банкинга.
Ограничения связаны с тем, что Santander, которому принадлежит британский банк Abbey, уже контролирует почти 14% рынка финансовых услуг для физических лиц в Великобритании. При этом Santander получил разрешение направить предложение о покупке подразделений Royal Bank of Scotland по работе с юридическими лицами. Если предложение Santander будет успешным, испанский банк получит 8% британского рынка финансовых услуг для бизнеса.
Правительство рассчитывает продать активы новым компаниям на банковском рынке страны: британским нефинансовым группам или же иностранным инвесторам. В числе предполагаемых покупателей называются крупная сеть супермаркетов Tesco и компания британского предпринимателя Ричарда Бренсона Virgin, которая владеет авиакомпанией, железнодорожным перевозчиком и оператором связи. Британские власти ожидают, что интерес к продаваемым банковским сетям проявят иностранные банки, инвесторы из США, Австралии и государств Ближнего Востока.
«Распродажа банковских активов станет отличной возможностью для прихода на британский банковский рынок новых игроков. Ими могут стать или иностранные банки, например, австралийские, или американские. Или же нефинансовые группы, которые проявляют интерес к банковскому сектору — скажем, группы супермаркетов. Очевидно то, что период консолидации на британском рынке закончился. Из-за кризиса будут происходить увеличение числа игроков и повышение конкуренции. А это — скорее хорошие новости для британского банковского сектора»,— считает аналитик NCB Stockbrokers Саймон Уиллис.
«С одной стороны, британское правительство хочет вернуть потраченные средства, которые очень нужны из-за рекордного дефицита бюджета. С другой стороны, Британия испытывает давление со стороны Брюсселя, который настаивает на повышении конкуренции на финансовом рынке»,— объясняет мотивы правительства экономист консалтинговой компании Capital Economics Вики Редвуд.
Обозреватели отмечают, что продажа правительством Великобритании трех готовых банковских сетей является редкой возможностью для иностранных розничных банков, особенно из США, укрепиться на доходном британском банковском рынке за низкую цену, о которой несколько лет назад можно было только мечтать. «Я не уверена, что принуждаемый к продаже активов банк сможет получить за них хорошую цену»,— говорит управляющая активами компании Royal London Asset Management Джейн Коффи.