Турция, основной партнер США, Евросоюза и Израиля на Ближнем Востоке, пошла на сближение с Ираном
Премьер Турции Реджеп Тайип Эрдоган совершил двухдневный визит в Тегеран, в ходе которого полностью поддержал позицию иранских властей по развитию ядерной программы, а также критически отозвался в отношении Израиля. Предметом переговоров стали поставки в Турцию иранского газа. Маневр на сближение с Тегераном должен усилить стратегические позиции Турции в регионе, а также решить вопрос о ходе переговоров по ее вступлению в ЕС.
Министр энергетики и природных ресурсов Турции Танер Йылдыз, сопровождающий премьера, сообщил о подписании энергетического соглашения между Турцией и Ираном. Согласно условиям рамочного соглашения, Турция будет распоряжаться почти половиной иранского газа (35 млрд. кубометров), причем значительная часть иранского газа будет либо продаваться непосредственно Турции, либо транспортироваться через эту страну. По словам господина Йылдыза, общая стоимость проекта может составить около $4 млрд. В первых числах ноября планируется провести совместные исследования в бассейне Южный Парс, который является одним из крупнейших нефтегазовых месторождений в мире.
Турция и Иран усилили сближение с 2008 г., когда президент Ирана Махмуд Ахмадинежад получил приглашение от своего турецкого коллеги Абдуллы Гюля посетить с визитом Анкару. В марте этого года Абдулла Гюль нанес ответный визит в Иран. В центре сближения — многие общие интересы, в частности, экономические, главным образом связанные с газовым сектором. Ежегодно Иран экспортирует в Турцию 10 млрд. кубометров газа. Турции нужен иранский газ и для растущего внутреннего потребления, и чтобы усилить свои стратегические позиции на пути в Евросоюз. Для Ирана экспорт газа — одна из основных статей дохода. В настоящее время торговый оборот между Турцией и Ираном составляет около $13 млрд. И в течение двух лет эту цифру планируется довести до $20 млрд.
Господин Эрдоган сообщил о решении перейти к торговле с Ираном и Китаем в национальных валютах и вывести около 20% внешнеторгового оборота Турции из зависимости от доллара и евро. До Ирана и Китая Турция уже перешла к аналогичным взаиморасчетам с Россией. Турецкий премьер сообщил, что обе страны подготовили правовую основу для перехода к расчетам в национальных валютах. «Мы приняли необходимый законодательный акт и готовы к переходу»,— заявил он.
Турцию и Иран сближает отношение к курдскому вопросу и связанная с ним проблема Ирака. И в Турции, и в Иране на своих этнических землях проживает огромное число курдов, которые желают национальной независимости. Обе страны все более тесно сотрудничают в борьбе с курдским сепаратизмом. Ни одна, ни другая страна не заинтересованы ни в появлении независимого Курдистана, ни в разделении Ирака. «Иран и Турция имеют общие интересы и сталкиваются с аналогичными угрозами. Если они укрепят свое единство, они преодолеют серьезные угрозы и извлекут пользу для собственных народов»,— заявил президент Ирана Махмуд Ахмадинежад на встрече с премьером Турции в Тегеране.
В течение многих лет Турция и Иран, «ни друзья ни враги», занимали противоположные стратегические позиции. Турция, которая в 1952 г. вступила в НАТО, поддерживает близкие отношения с США и Израилем. Однако в последнее время Турция оказывает иранским властям всестороннюю поддержку. В то время как в Тегеране проходили массовые демонстрации против фальсификаций на президентских выборах, турецкие президент и премьер первыми поздравили Ахмадинежада с новым избранием. А недавно турецкие власти заблокировали участие Израиля в планируемых учениях НАТО в знак протеста против бомбардировок Газы. Турецкий премьер также обвинил министра иностранных дел Израиля Авигдора Либермана в том, что он якобы грозил сбросить атомную бомбу на сектор Газа.
В последнее время Турция активно усиливает свои позиции на Ближнем и Среднем Востоке. Среди них — налаживание контактов с арабскими и исламскими странами, развитие экономических связей, посреднические услуги турецкой дипломатии в урегулировании кризисных ситуаций на Ближнем Востоке. В понедельник турецкий премьер посетил Исламабад, где заявил о недопустимости разрастания противоречий между Ираном и Пакистаном, которое вызвано активизацией вооруженных вылазок со стороны экстремистов в пограничной провинции Систан-Белуджистан. Авторитет Турции в исламском мире в настоящее время необычайно высок. Как считают аналитики, новый курс Турции в отношении Ирана может стать серьезной проблемой для НАТО. Обозреватели предполагают, что Турция все больше поворачивается спиной к Западу.