Южная Корея объявила о крупной сделке, которая предусматривает передачу ей под сельхозиспользование пахотных земель в Танзании
Южнокорейская государственная корпорация Korea Rural Community Corporation в октябре подпишет меморандум с правительством Танзании об освоении земель площадью 1000 кв. км — половины для местных фермеров и половины для производства продовольствия для Южной Кореи. Корпорация планирует производить в Танзании пищевое масло, вино и крахмал. В ближайшие годы Korea Rural Community Corporation намерена потратить на освоение первых 100 кв. км земель в Танзании около 100 млрд. вон ($83 млн.).
Представитель Korea Rural Community Corporation Ли Ки Чурл уверяет, что сделка будет выгодна для Танзании: «Некоторые африканские страны экспортируют фрукты и импортируют фруктовые соки, экспортируют оливки и импортируют оливковое масло просто потому, что в прошлом колонизаторы не научили их перерабатывать сельскохозяйственную продукцию. Мы планируем создать в зоне переработки учебный центр для танзанийских фермеров, чтобы передать им технические и ирригационные знания».
Другая южнокорейская компания Daewoo Logistics в прошлом году арендовала пахотные земли на Мадагаскаре сроком на 99 лет для выращивания кукурузы и производства пальмового масла, которые должны были поставляться в Южную Корею. Компания получила в распоряжение 1,3 млн. га, что составляет почти половину территории Бельгии. В западной части Мадагаскара 1 млн. га были выделены под посевы кукурузы, тогда как 300 тыс. га в дождливой восточной части острова будут отданы под производство пальмового масла. Daewoo Logistics рассчитывала, что в течение 25 лет проект принесет ей $6 млрд.
Тем не менее гигантскому контракту Daewoo Logistics с властями Мадагаскара не было суждено сбыться. В начале года в Мадагаскаре произошел государственный переворот. Придя к власти, бывший мэр мадагаскарской столицы Анри Раджоелина аннулировал сделку, которую он называет одной из причин путча. Южнокорейская Daewoo Logistics была вынуждена объявить о приостановке мадагаскарского контракта.
Огромные площади в Африке скупает не только Южная Корея, но и другие страны Азии. По данным газеты The Globe and Mail, Китай приобрел 2,8 млн. га в Конго под плантацию для производства пальмового масла. Земли в Судане передавались арабским странам: Египту, Иордании, Кувейту, Саудовской Аравии. Однако Южная Корея смогла получить в Судане рекордные 690 тыс. га земли под пшеницу, овощи, разведение скота. Саудовская Аравия подписала сделку на освоение 500 тыс. га в Танзании.
Правительство Индии, которое поддерживает приобретение сельхозземель за рубежом как альтернативу покупке продовольствия на внешнем рынке, выдало 80 компаниям кредиты на покупку 350 тыс. га земли в Африке. Индийские компании покупают сельскохозяйственные земли в бедных африканских странах для выращивания продовольственных культур и их последующего экспорта в Индию. Соответствующие сделки заключены в Эфиопии, Кении, Мадагаскаре, где теперь планируется выращивать рис, сахарный тростник, масличные культуры, маис, бобы, чай и даже овощи. Некоторые компании инвестируют в проекты по выращиванию культур, используемых для производства биотоплива.
Компания Karuturi Global Limited из Индии подписала соглашение с правительством Эфиопии о приобретении 850 тыс. акров земли для выращивания зерновых, сахарного тростника. Уже культивируется 30 тыс. акров. Также компания Karuturi Global Limited приобрела площади в Кении. Благодаря этим двум программам индийская компания контролирует один из крупнейших банков сельхозземель в мире. Varun Agriculture подписала соглашение о сельскохозяйственном производстве с 13 ассоциациями местных землевладельцев на Мадагаскаре. Суммарно речь идет о площади в 1 млн. 790 тыс. га.
Эксперты Института продовольственной политики в Вашингтоне отмечают, что сельскохозяйственные земли за рубежом в основном скупают страны-импортеры продовольствия с ограниченными ресурсами земли и воды, но с большими финансовыми возможностями, такие как государства Персидского залива. Также земельные активы за рубежом ищут страны с большим населением, сталкивающиеся с проблемой продовольственной безопасности. И для этих целей они выбирают страны с низкими производственными издержками. Большинство сделок заключаются в Эфиопии, Гане, Мали, Мадагаскаре, Мозамбике, Судане и Танзании.
Специалисты ООН по сельскому хозяйству летом этого года представили доклад относительно скупки земель в беднейших странах, в котором говорится, что подобная тенденция чревата опасными последствиями — отсталые страны попросту не смогут прокормить собственное население. Специальный представитель по вопросам продовольствия при верховном комиссаре ООН по правам человека Оливье де Шуттер заявил, что «государства следят друг за другом, и как только кто-то покупает землю, остальные делают то же самое». Господин де Шуттер привел в пример Судан, где ситуация с продуктами весьма тяжелая и где шесть развитых государств располагают огромными плантациями.
Специалисты Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (FAO) отмечают, что за первое полугодие 2009 г. проданы почти 20 млн. га сельхозземли, по площади превышающие половину обрабатываемых земель в Европе. В 2008 г. богатые страны приобрели или арендовали еще около 10 млн. га. Приблизительно на одной пятой земель, купленных или взятых в аренду, будет выращиваться сырье для биотоплива. На эти цели, по данным американского Института исследований продовольственной политики, богатые страны тратят ежегодно $20-30 млрд.
«Аутсорсинг в сфере производства продовольствия принесет продовольственную безопасность странам-инвесторам, а бедным — голод и лишения. Арендаторам придется разбираться с последствиями очень интенсивного земледелия — нарушенной экологией, истощенной землей, пересохшими источниками воды»,— предупреждает Девиндер Шарма, аналитик индийского Форума по безопасности в области биотехнологий и продовольствия. Гендиректор FAO Жак Диуф предостерегает от возможности появления новой формы неоколониализма, при которой бедные страны будут обеспечивать богатые продовольствием за счет своего голодного населения.