Кризис сыграл на руку самым известным КУА прошлых лет
В 2010 г. лидеры на рынке управления активами публичных фондов останутся прежними. В деле привлечения вкладов населения на первое место вышли репутация и раскрученность бренда — как раз то, во что инвестировали эти компании.
Скорее всего, в 2010 г. группа лидеров рынка управления активами не изменится, считают участники этого самого рынка. «На рынок не так просто зайти. Заметное оживление только начнется в 2010 г., но бума ожидать еще не стоит. Инвесторы будут идти к знакомым компаниям. Даже если новые КУА выйдут на рынок, у них будет недостаточно времени завоевать доверие инвесторов»,— считает управляющий директор КУА «Драгон Эсет Менеджмент» Андрей Золотухин.
«Скорее всего, лидеры упрочат свои позиции. В условиях резкого сокращения рекламных бюджетов будут работать раскрученные бренды»,— соглашается директор по инвестициям КУА «АРТ-Капитал Менеджмент» Владимир Оваденко.
Вряд ли в следующем году появятся и быстро раскрутятся новые КУА. «Недоверие к новичкам будет слишком сильным, чтобы кто-то кардинально поднялся. Новых «Тайгеров» уже, скорее всего, не будет»,— считает инвестиционный управляющий КУА «Бонум Груп» Аудрюс Мицюкявичюс.
Директор КУА «ПИО Глобал Украина» Григорий Овчаренко отметил, что объемы отечественного рынка ИСИ, равно как и фондового рынка, еще слишком малы для привлечения серьезных игроков с Запада. «Не следует также забывать о политических и экономических рисках. Поэтому в следующем году, вероятнее всего, уже зарекомендовавшие себя управляющие компании будут увеличивать свое присутствие на рынке»,— считает он.
Критерии лидерства
Существуют несколько рейтингов, которые помогают определить лидеров рынка. В частности, это ранжирование, которое сделали УАИБ, Fundmarket, Investfunds и Инвестгазета. «На первое место я бы поставил объем денег в управлении, а затем доходность фондов под управлением. Уже давно ведутся споры, какой из этих критериев важнее. Мне кажется, что и первый, и второй одинаково важны. Но объем денег в управлении является следствием доверия инвесторов к управляющей компании, а это доверие, в свою очередь, формируется через известность бренда, репутацию компании, профессионализм команды и историческую доходность фондов под управлением»,— считает господин Золотухин.
Аналитик КУА «ІТТ-Менедждмент» Владимир Мороз также считает, что в долгосрочной перспективе основным критерием является объем средств в управлении. «Доходность, репутация компании, квалификация персонала и прочие, безусловно, являются важными, но конечной их целью является именно привлечение средств»,— пояснил он. «Доходность — сомнительный критерий»,— поддерживает Владимир Оваденко.
С ними согласен Аудрюс Мицюкявичюс. «Единственным реальным критерием положение КУА на рынке продолжает оставаться объем СЧА. Другие критерии, например, сети продаж и др., и это подтвердил кризис, оказались вторичны. Только живые деньги говорят о жизнеспособности финансовой компании. Да, доходность — это важный показатель. Она помогает собирать средства. Но нынешний кризис еще раз доказывает, что вчерашний успех не имеет никакого отношения к сегодняшнему дню»,— сказал он.
Генеральный директор КУА Concorde Asset Management Григорий Пелех утверждает, что будущее лидерство зависит от того, какую доходность сможет показать КУА. «Лидерами роста станут те КУА, которым удалось собрать крупные пакеты фундаментально сильных и перспективных бумаг. После роста голубых фишек начнется рост в бумагах второго и третьего эшелонов. Закрытые фонды будут самыми доходными»,— предсказывает он.
Лидеры поименно
Большинство представителей самих КУА называют таких лидеров рынка — «КИНТО», «ПИО Глобал», «Парекс Эссет Менеджмент», «Драгон», «Альтус», «АРТ-Капитал» и «УкрСиб Эссет Менеджмент».
Владимир Мороз считает, что десятка лидеров — это многовато. «Я думаю, можно ограничиться пятеркой»,— отметил он. «За пределами лидирующей десятки находилось большое количество мелких «куашек», которые во многом наследовали действия крупных игроков. Не думаю, что на сегодняшний день многое изменилось»,— считает Аудрюс Мицюкявичюс.
По его мнению, все ключевые игроки были обескровлены оттоком капиталов, однако они сумели перестроить свою работу и выжить. «В большей степени кризисом оказались затронуты КУА, вышедшие на рынок уже с началом фондового падения: «ПИО Глобал Украина» (до продажи «Сократу»), «Тайгер», «Спарта». В тяжелых условиях они не смогли накопить критической массы стабильности из средств пайщиков. Поэтому пересидеть кризис на старых запасах, как конкуренты, они не сумели»,— подчеркнул Аудрюс Мицюкявичюс.
Все названные компании являются лидерами по работе с деньгами так называемых публичных фондов. В широком понимании речь идет обо всех невенчурных ИСИ, в узком — о фондах, в которые больше всего вкладывает население.
Впрочем, Григорий Овчаренко предложил при ранжировании вместо термина «публичные активы» (невенчурные) использовать термин «рыночные активы». Так он назвал активы физических и юридических лиц, не аффилированных с КУА.
«Если анализировать показатели СЧА по публичным фондам на начало 2006 г., доля рыночных публичных активов достигала только 19% суммарной стоимости чистых активов (СЧА) публичных фондов. По мере развития рынка, увеличивался и данный показатель. На начало 2007 г. он вырос уже до 30%, а к началу 2008 г. достиг 50%»,— рассказал он. Однако на конец 2008 г. сложилась парадоксальная ситуация. На фоне просевшего на 74% фондового рынка количество КУА и ИСИ невенчурного типа выросло на 22% и 72% соответственно. При этом объем активов невенчурных ИСИ увеличился на 6%.
«С учетом того, что годовая доходность в секторе публичных фондов была отрицательной, вышеизложенные факты свидетельствуют в пользу только одного — развитие рынка публичных ИСИ происходило за счет увеличения доли нерыночных ИСИ. Согласно расчетам КУА «ПИО Глобал Украина», на начало 2009 г. доля рыночных публичных ИСИ уменьшилась до 30%, а на конец первого полугодия составила приблизительно 20% СЧА публичных ИСИ (то есть около 1 млрд. грн.)», отметил Григорий Овчаренко.
По расчетам его компании, доля «ПИО Глобал Украина» на начало 2008 г. составляла 9%, а на тройку лидеров приходилось почти 60% рынка публичных ИСИ.