Мир

Бразилия претендует на собственную нефть

Президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва представил комплекс законопроектов, которые усиливают госконтроль над нефтяной промышленностью

Президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва представил комплекс законопроектов, которые усиливают государственный контроль над нефтяной промышленностью страны и регулируют распределение нефтяных доходов государства

Если сейчас в Бразилии преобладает система концессий, по которой большая часть нефтяных доходов остается у компаний, разрабатывающих месторождения, то после принятия президентских инициатив, в условиях растущих цен на нефть, большая часть незапланированной прибыли должна пойти в казну государства. Президент называет возможное принятие новых правил добычи нефти «новым днем независимости» Бразилии. Однако прежде чем вступить в силу изменения в нефтяное законодательство в течение 90 дней должны быть одобрены двумя палатами Национального конгресса (парламента).

Господин Лула да Силва предполагает, что государство станет прямым собственником подсолевых отложений нефти и другого минерального сырья, договоры с нефтяными компаниями будут заключаться по принципу раздела продукции, подрядчика для поиска, разведки и добычи нефти будут нанимать по контракту. Правительство получит право объявить любой нефтедобывающий регион стратегическим. При этом вводится обязательное участие государственной нефтяной компании Petroleo Brasileiro S.A. (Petrobras) в разработке месторождений на уровне, как минимум, в 30% в консорциумах как с бразильскими, так и с иностранными компаниями.

Чтобы повысить долю государства в Petrobras, которая в настоящее время составляет 55%, господин Лула да Силва предложил влить в государственную компанию $50 млрд. По мнению президента Бразилии, этой суммы должно хватить, чтобы государственная компания смогла осуществить большую часть работ по добыче, при этом иностранные инвестиции должны иметь вспомогательный характер. Новое нефтяное законодательство Бразилии может сделать Petrobras оператором 62% новых месторождений и отведет иностранным нефтяным компаниям роль инвесторов.

Задачей правительства является получение большей прибыли без отчуждения прав иностранных компаний, которые играют важную роль в глубоководной добыче нефти. Президент Лула да Силва утверждает, что Бразилия не хочет следовать примеру Венесуэлы, которая национализирует ключевые отрасли промышленности. Представители правительства уверяют, что национальная компания Petrobras зарекомендовала себя как солидный партнер и новая модель соглашений о разделе продукции является инвестиционно привлекательной для иностранных компаний. Министр энергетики и недропользования Бразилии Эдисон Лобао сообщил, что правительство намерено учредить государственную компанию — холдинг Petrosal, которая будет управлять всеми проектами по разработке подсолевых месторождений шельфа. Предполагается, что в капитал Petrosal помимо государства войдут также частные инвесторы и крупные нефтедобывающие компании. По мнению аналитиков, в перспективе Petrosal может даже затмить Petrobras.

Другой важный пункт законопроектов президента Бразилии — создание специального фонда, куда бы направлялась часть доходов от продажи нефти из сверхглубоких отложений и откуда деньги шли бы на проекты в области здравоохранения, образования, борьбы с голодом, бедностью и неграмотностью, а также на развитие науки и технологий, связанных прежде всего с нефтегазовым комплексом. Президент страны заявил, что прибыль от добычи нефти на недавно обнаруженных крупных месторождениях в бразильских территориальных водах пойдет на финансирование образования, науки, технологического развития страны, и назвал открытие запасов нефти пропуском в будущее. «Это богатство, если оно будет использовано с умом, может принести Бразилии громадные изменения»,— говорит президент. По его словам, нефтяные деньги помогут вывести из бедности миллионы жителей страны, а также развить науку и высокие технологии.

Оценочные запасы подсолевых месторождений Бразилии составляют 50 млрд. баррелей легкой нефти. Разработка их может позволить этой стране стать одним из 10 ведущих мировых производителей нефти. Правда, чтобы добраться до сырья, необходимо преодолеть не только двух-трехкилометровую толщу воды, но и около 7-8 км каменной породы и солевых пластов, что сильно усложняет геологоразведочные работы. Если же нефтяные компании сочтут приемлемыми условия их участия в разработке, Бразилия может получить значительные средства. Инвестиции в добычу нефти из подсолевых отложений могут в ближайшие 10 лет составить около $210 млрд., а их экономическая целесообразность зависит от мировых цен на энергоносители. Несмотря на высокую сложность добычи углеводородов, президент Бразилии назвал связанные с этим процессом риски очень низкими.

Бразильская оппозиция утверждает, что правительство стремится к чрезмерному контролю над нефтяной отраслью и что с помощью реформы Лула хочет повысить шансы на избрание президентом в октябре будущего года поддерживаемого им кандидата Дилмы Россеффа. «Правительство не хочет улучшать нынешнюю систему, это чистой воды популизм,— считает член парламента от главной оппозиционной партии PSDB Луис Паулу.— Мы будем выступать против законопроекта в целом».

Лидер оппозиционной Социал-демократической партии Сержио Гуэрра заявил, что президентский проект встретит в парламенте «сильное сопротивление». Оппозиционные политики говорят, что план главы государства не более чем политическая уловка, которая должна обеспечить пропрезидентской Рабочей партии поддержку избирателей на предстоящих в следующем году парламентских выборах.

Нефтяные корпорации в своих оценках законодательных инициатив президента Бразилии проявляют осторожность. Представитель Chevron Corp лишь сказал, что за Бразилией «будущее нефтяной отрасли», а представитель Exxon Mobil отметил, что наиболее приемлемой для страны была бы «система, поощряющая дополнительные инвестиции и своевременную разработку недр и стимулирующая инновации и применение передовых технологий».

Как утверждают критики законопроекта, ущемление иностранных инвестиций не позволит Бразилии превратиться в крупного экспортера нефти. При этом страна может столкнуться при добыче с неразрешимыми технологическими проблемами. По мнению некоторых аналитиков, стратегия по национализации природных ресурсов страны может замедлить разработку новых месторождений нефти в то время, когда мир ищет новые ее стратегические запасы.

«Очевидно, что это шаг к укреплению роли государства по сравнению с тем, о чем правительство говорило несколько месяцев назад. Но Бразилия не уподобляется Венесуэле: они соблюдают существующие контракты, и очевидно, что для международных нефтяных компаний здесь открываются большие возможности»,— говорит аналитик Eurasia Group Эрасто Альмейда.

bondarenko