Мир

Катар передумал спасать польские верфи

Сделка по продаже польских судоверфей в Гдыне и Щецине катарскому инвестиционному фонду Qinvest срывается

Сделка по продаже польских судоверфей в Гдыне и Щецине катарскому инвестиционному фонду Qinvest срывается

Катарский инвестиционный фонд Qinvest, который приобрел польские судоверфи в Гдыне и Щецине, не произвел оплату в установленный срок (17 августа), что не позволило завершить сделку. Европейская комиссия в течение последних лет настоятельно требовала от Польши признать банкротами судоверфи, которые не смогли вернуть правительству огромные субсидии, несовместимые с правилами единого европейского рынка. Надежды на спасение польских судостроителей от банкротства были связаны с продажей верфей инвесторам из Катара. Теперь польским судостроительным предприятиям снова грозит закрытие.

Проблемы у польских судоверфей начались несколько лет назад. Несмотря на то, что с 2000-го по 2006 г. мировые цены на продукцию судостроителей выросли в два раза, а также на государственную поддержку, польские судоверфи так и не смогли стать прибыльными, постоянно требуя у государства субсидий на производство и все глубже погружаясь в долговую яму.

Польские аналитики видят причину проблем судостроителей в непрофессиональной работе часто менявшегося менеджмента. В итоге по настоянию Европейской комиссии польские судоверфи должны были вернуть правительству огромную сумму — около 1 млрд. злотых ($320 млн.) — в счет погашения полученной финансовой помощи.

Польша обязалась продать свои судоверфи в рамках соглашения с Европейским союзом, который обвинил польское правительство в незаконной государственной помощи, несовместимой с правилами конкуренции свободного рынка. Комиссар ЕС по вопросам конкуренции Нелли Kрус предупредила: если вопрос с дотациями судостроителям не будет урегулирован, Брюссель сам начнет процедуру их банкротства.

Однако убыточные судоверфи Гдыни, Щецина и Гданьска так и не смогли вернуть государству многомиллионные субсидии. Протесты польских профсоюзов не впечатлили Европейскую комиссию, которая потребовала от Польши либо представить конкретный план реструктуризации судостроительной отрасли, либо признать верфи банкротами.

Казалось, что спасение верфей Гдыни и Щецина пришло из богатого газом Катара. Премьер-министр Польши Дональд Туск объявил, что по результатам проведенного в мае аукциона катарский инвестор согласился выкупить судоверфи в Гдыне и Щецине за 488 млн. злотых ($156 млн.). «Инвестором является Qinvest, катарский инвестиционный фонд. Сделка гарантирована Катарским исламским банком. Оплата ожидается 21 июля, она позволит завершить процедуру»,— сообщил министр приватизации Польши Александр Град. По его словам, покупка польских верфей катарским инвестором уже получила одобрение Европейской комиссии. Сделку планировалось заключить через компанию Stichting Particulier Fonds Greenrights, которая представляет в Европе зарегистрированную на Антильских островах нидерландскую компанию United International Trust (UIT).

Для управления польскими верфями инвесторы создали в Польше новую компанию — Stocznie Polskie SA со штаб-квартирой в Варшаве. «Судоверфь в Гдыне будет выпускать три-четыре танкера в год. На судоверфи Щецина будут производиться не только корабли, но и морское оборудование, а также продукция военного назначения»,— заявил представитель инвестора Жан Рууд де Йонге. На верфях планировалось построить около 20 танкеров для транспортировки сжиженного природного газа из Катара в Польшу. Главным требованием польских властей при продаже судостроительных предприятий было наличие единого покупателя и гарантия того, что верфи не изменят профиль деятельности.

Новые владельцы уже объявили о том, что персонал верфей и в Гдыне, и в Щецине будет сокращен до 2 тыс. работников. Коллективы судостроителей, находящиеся в бессрочном отпуске, смогли бы вернуться на работу с появлением первых заказов. Однако у многих вызывает удивление то, что сумма, которую катарские инвесторы заплатят за судоверфи ($156 млн.), меньше, чем средства, которые выделило правительство Польши на выплату выходного пособия работникам верфей на период простоя (около $190 млн.). За эти деньги польские судостроители сами смогли бы выкупить свои предприятия.

Сделке с инвестором из Катара решили воспрепятствовать представители формально распущенного профсоюза «Щецинского товарищества защиты судоверфи и кораблестроительной отрасли». Представители профсоюза направили письмо эмиру Катара, правительству этой страны и руководству фонда UIT, в котором говорится, что в период 2003-2008 гг. предприятия, покупаемые арабами, были «прачечной по отмыванию грязных денег», а потому их приобретение «нарушает законы шариата».

В ответ на письмо арабские инвесторы заявили, что транш будет перечислен только после проверки обвинений, выдвинутых профсоюзными активистами в адрес польских властей. По договору между UIT и правительством Польши инвесторы должны были перечислить $40 млн. первого транша оплаты за покупку верфей до полуночи 21 июля, однако представители инвестиционного фонда объявили, что оплата откладывается до 17 августа. Однако и в этот день инвесторы из Катара не произвели оплату.

Польские власти, для которых продажа убыточных судоверфей превращается в нескончаемую головную боль, взялись за поиски виноватых в срыве сделки с арабскими инвесторами. Министр приватизации Польши Александр Град назвал письмо щецинских профсоюзных активистов саботажем и грязной инсинуацией и поспешил обратиться в прокуратуру с заявлением о возбуждении уголовного дела против его авторов.

В свою очередь, премьер-министр Польши Дональд Туск заявил, что в случае недопоступления в бюджет 381 млн. злотых ($129 млн.) за активы Stocznie Polskie SA (верфи в Гдыне и Щецине) до конца августа министр Александр Град будет уволен. В правительстве Польши Александр Град отвечает за программу распродажи государственных активов, которая разработана для привлечения в бюджет 37 млрд. злотых к концу 2010 г. из-за замедления экономического роста и снижения объемов налоговых поступлений. В то же время представитель катарской стороны дал понять, что между продавцом и покупателем до сих пор ведутся переговоры по этой сделке, а деньги поступят в бюджет Польши лишь в случае окончательного согласования сторонами всех деталей соглашения.

bondarenko