Мир

Водородная экономика и “зеленые” технологии – новая повестка для американо-украинских отношений

24 августа исполнилось 30 лет со дня обретения Украиной независимости. Страна должна использовать накопленный опыт для укрепления демократии и обеспечения устойчивой рыночной экономики. Новость о предстоящем визите президента Владимира Зеленского в Белый дом на этой неделе приходит в переломный момент для американо-украинских отношений.

Президент Джо Байден подвергся критике за свою поддержку газопровода “Северный поток – 2”, что в конечном итоге может привести к уменьшению влияния Украины в регионе. Одним из жизненно важных столпов двусторонних отношений является новая повестка дня для американо-украинских отношений – превращение Украины из региональной проблемы в регионального партнера в области энергетической безопасности и энергетического перехода. Как информируют Экономические новости, об этом пишет Newsweek.

Последние несколько лет, характеризующиеся напряженной экономической и политической ситуацией, а также распространением пандемии COVID-19, показали, что для достижения надлежащей геополитической безопасности Украине необходимо укрепить энергетическую безопасность путем диверсификации источников энергии и маршрутов поставок. В то время как остальной развитый мир призывает к действиям по минимизации выбросов CO2, Украина должна сделать и то, и другое – разработать новые маршруты поставок энергии и дополнительные экологически чистые альтернативы. Сильные американо-украинские отношения будут способствовать достижению этих жизненно важных целей.

Одной из важнейших областей сотрудничества может стать развитие торговли сжиженным природным газом (СПГ) между США и Украиной. Развитие СПГ в корне изменило ситуацию с природным газом, превратив его из регионального в один из самых динамичных мировых энергетических рынков. В настоящее время объем мирового рынка СПГ оценивается в 490 миллиардов кубических метров (млрд. куб. м). Ожидается, что к 2030 году его доля в физическом объеме мирового экспорта газа достигнет почти 50%, а к 2050 году этот показатель приблизится к 60%. В 2020 году пандемия COVID-19 заставила ведущие страны мира переосмыслить роль угля и отдать предпочтение более экологичным видам топлива, включая природный газ.

Являясь владельцем одной из крупнейших и наиболее сложных газотранспортных систем в мире и располагая крупнейшим в Европе подземным хранилищем газа объемом 31 млрд куб. м, Украина испытывает высокий спрос на природный газ. Однако ненадежность перехода на российский газ после 2024 года влечет за собой острую необходимость в диверсификации. СПГ предоставит Украине возможность перейти от угля как основного источника топлива для производства электроэнергии и одновременно сократить выбросы парниковых газов. Благодаря росту добычи газа в течение последнего десятилетия США стали третьей по величине страной-экспортером СПГ в 2020 году после Австралии и Катара и имеют запасы и экспортные мощности для дальнейшего роста. Партнерство США и Украины в области СПГ откроет новый рынок для американского экспорта, а наличие газотранспортной системы Украины обеспечит лучшие условия для доступа ко второму по величине потребителю СПГ в мире – Европейскому Союзу.

Еще одна область, в которой Украина может развивать партнерство с США, — это “зеленый водород”. Развитие водородной энергетики выведет страну в лидеры в борьбе с изменением климата. Приняв “водородную стратегию”, Министерство энергетики США дало четкий сигнал о том, что водородные технологии должны стать одним из ключевых элементов энергетического перехода в США до и после 2050 года. Украина, владеющая одной из крупнейших в мире газотранспортных систем, жизненно важна для перехода мира от ископаемого топлива, используя водородные разработки США.

Наконец, Украина может создать мощное международное партнерство, соединив местный рынок инновационных технологий с международным бизнесом, ищущим “зеленые” решения. Сотрудничество с США в контексте климатических технологий особенно перспективно. В Украине уже существует одна из самых бурно развивающихся ИТ-индустрий в мире. В одном только ИТ-секторе занято более 200 000 человек, и он обеспечивает не менее 20 процентов всего украинского экспорта услуг. Более половины доходов украинского ИТ-сектора уже поступает из США, и дальнейшее сотрудничество может быть выгодным для обеих стран.

Недавний отчет PwC показал, что климатические технологии ежегодно растут на 84 процента, и прогнозирует, что в будущем этот сектор достигнет еще больших результатов. Налаживание диалога между Украиной и США в контексте климатических технологий принесет долгосрочные выгоды, помогая направить уже существующие инвестиции в устойчивые проекты и стимулируя инновации для борьбы с изменением климата, поиска полезных ископаемых для планов возобновляемой энергетики и повышения энергоэффективности.

Масштабы и темпы энергетического перехода, свидетелями которого мы являемся сегодня, поражают воображение, несмотря на кризис COVID-19. Ведущие страны мира уже приняли важнейшие решения, которые обещают изменить инвестиционные портфели в энергетическом секторе. В частности, США, недавно присоединившиеся к Парижскому соглашению при администрации Байдена, намерены завершить переход к нетто-нулевому производству электроэнергии к 2035 году. Это подразумевает массовый переход на возобновляемые источники энергии и значительное повышение энергоэффективности к 2030 году. В этом контексте Украина должна вскочить на поезд зеленых технологий, чтобы догнать своих западных коллег.

Когда проблема смягчения последствий изменения климата требует от мира объединения усилий и совместной работы, у Украины есть потенциал для укрепления отношений с США, выхода на новый уровень энергетического сотрудничества путем развития торговли СПГ, создания водородной промышленности и обмена решениями в области зеленых технологий.

Елена Каденко