Встреча Зеленского и Байдена в Белом доме - это шанс восстановить пошатнувшиеся отношения между Украиной и США.
Саммит в Белом доме 1 сентября между президентом Украины Владимиром Зеленским и президентом США Джо Байденом предоставляет огромную возможность для американской дипломатии. Встреча обещает быть как символической, так и важной по содержанию, о которой украинский президент просил последние два с половиной года. Как информируют Экономические новости, об этом пишет Foreign policy.
Она также состоится после решения администрации Байдена встать на сторону Берлина, а не Киева, и отказаться от дальнейших санкций против строительства российского газопровода “Северный поток – 2”. Газопровод остается серьезной проблемой для украинцев и, вероятно, столкнется с серьезной оппозицией в Конгрессе США. Но главный вопрос, который волнует многих людей в Киеве, — это вывод афганских войск и то, что это означает для будущих отношений Украины с США в сфере безопасности.
Байден был избран с пониманием того, что он представляет собой возвращение от беспорядочного и спекулятивного изоляционизма бывшего президента США Дональда Трампа к более зрелой и взвешенной внешней политике. Многие считали его опытным и мудрым политиком, который разделит разницу между политической умеренностью и использованием силы США в мире.
Однако неудачный вывод войск из Афганистана – это ранний и, возможно, самый серьезный провал во внешней политике. Естественный вопрос, который возникает у союзников, сильно зависящих от безопасности США, заключается в том, является ли Афганистан единственным просчетом, или же обязательства перед союзниками также могут быть аннулированы.
Этот вопрос особенно остро стоит в Киеве, где опасаются, что Белый дом может лишить союзников важных двусторонних национальных обязательств, чтобы свести к минимуму трения с Россией, сосредоточившись вместо этого на соперничестве с растущим Китаем.
В отношении Украины ранее Байден занимал “голубиную” позицию. Но многие скептики обращают внимание на ряд событий, которые свидетельствуют об обратном. Это и недавний саммит один на один с президентом России Владимиром Путиным, и неоднозначное решение по “Северному потоку – 2”, и относительно слабое заявление НАТО в ответ на призывы Украины вступить в НАТО.
В Украине поддержка вступления в НАТО сейчас достигла рекордно высокого уровня. Однако Вашингтон не желает заниматься этим вопросом в ответ на противодействие Парижа и Берлина, которые рассматривают предоставление Киеву таких обязательств как провокацию Москвы. Он даже воздержался от того, чтобы настаивать на разработке плана действий по вступлению Украины в ЕС, который не дает никаких гарантий ее окончательного членства. Конечно, Украине еще далеко до технического потенциала, а вступление в альянс потребует решения вопроса о части ее территории, в настоящее время оккупированной Москвой.
На предстоящей встрече Байдена и Зеленского последний наверняка потребует более существенных гарантий безопасности, а также “ответных” санкций против газопровода “Северный поток-2”, если Москва прекратит транзит газа в Европу через украинскую территорию (тем самым лишив Украину крайне необходимой платы за транзит). Украинцы также надеются получить дополнительные 100 миллионов долларов в виде военной помощи, которая была предложена, но затем отозвана, несмотря на то, что десятки тысяч российских войск по-прежнему сосредоточены вдоль украинской границы.
Одним из неприятных аспектов этого скептического отношения является коррупция в Украине. В течение многих лет Соединенные Штаты уделяли пристальное внимание вопросам корпоративного управления и борьбы с коррупцией в Украине. Но для многих украинских активистов, включая убежденных борцов с коррупцией и реформаторов, это воспринимается как способ Вашингтона сместить повестку дня и разговор с проблем безопасности Киева, которые больше всего беспокоят страну, и перейти к вопросам, которые устраивают вашингтонскую команду.
27 августа группа из 51 авторитетных реформаторов, парламентариев и активистов гражданского общества обратилась с открытым письмом к Байдену, в котором заявила, что “решение его администрации потакать Германии по “Северному потоку-2” подрывает ее усилия по “сплочению демократического мира против авторитаризма и глобальной коррупции”. В ответ Вашингтон заявил, что Украина делает недостаточно для выполнения своей программы реформ.
Частью этого фона является продолжающийся спор о корпоративном управлении украинской газовой компании “Нафтогаз”. Предыдущий глава компании, Андрей Коболев, был уволен Кабинетом министров Украины – де-юре владельцем государственной компании – а не наблюдательным советом. Соединенные Штаты настаивали на том, что его увольнение представляет собой нарушение международных практик. Однако “Нафтогаз” и его сторонники заявили, что Коболев возглавлял вышедший из-под контроля совет директоров, который допустил огромные убытки для украинского государства в 2020 году, а также тайком выплатил бывшему топ-менеджеру и другим руководителям десятки миллионов долларов в виде бонусов за полтора года.
Как новый глава компании Юрий Витренко, так и предыдущий имеют солидную репутацию компетентных реформаторов, и каковы бы ни были достоинства каждого из них – я лично проводил время с обоими и уважаю их как серьезных, благонамеренных и компетентных руководителей. И попытка некоторых связать этого вопроса с более широким утверждением, что Украина не выполнила свои обязательства по борьбе с коррупцией, вызывает, мягко говоря, беспокойство. Для некоторых гражданских активистов в Киеве эта критика кажется удобным способом избежать обсуждения “Северного потока-2” и оборонных потребностей Украины, и она представляет собой незаслуженное повторение навязчивой идеи о недостатках Киева.
“Для народа Украины безопасность имеет решающее значение, и несколько тысяч человек уже погибли, защищая наш суверенитет”, – сказала исполнительный директор Центра антикоррупционных действий Дарья Каленюк, подписавшая открытое письмо к Байдену. “Исчерпывающий список конкретных целей реформ должен был бы привести Украину к членству в НАТО, что стало бы самым мощным толчком для процесса украинских реформ. Если Госдепартамент серьезно настроен помочь Украине в борьбе с коррупцией и поддержке верховенства закона, реформы, необходимые для антикоррупционной борьбы, должны быть частью плана на пути к НАТО”.
Говоря на условиях анонимности, высокопоставленный сотрудник Госдепартамента США отрицал существование какой-либо связи между соображениями безопасности и борьбой с коррупцией. Но морализаторский тон нотаций Вашингтона все еще раздражает многих украинцев. Послужной список страны, конечно, не идеален, но несомненно, что за последние семь лет они предприняли последовательные и заметные усилия в процессе борьбы с коррупцией. К ним относятся национализация и восстановление деятельности Приватбанка, который, как утверждают украинские власти, занимался коррупционной деятельностью; очищение экономики от так называемых банков-зомби; создание открытого и прозрачного процесса торгов по государственным контрактам; принятие строгих ограничений на активы членов правительства; создание нового специализированного антикоррупционного суда, судьи которого проверяются неправительственными организациями и западными экспертами.
Очевидно, что украинцам предстоит пройти еще долгий путь, но не менее верно и то, что они добились заметного прогресса как в области реформ, так и в области прозрачности.
Формулировки Байдена по поводу вывода войск из Афганистана – обвинение афганцев в неспособности бороться за себя – также вызвали беспокойство в стране, которая яростно сопротивлялась иностранной агрессии. Конечно, в отличие от Афганистана, украинское государство функционирует и обладает организованными и боеспособными вооруженными силами – теми, которые до сих пор сражаются с поддерживаемыми Россией силами.
Однако опасения по поводу ответственности США остаются. Таким образом, встреча с Зеленским станет лакмусовой бумажкой, которая покажет, будет ли администрация Байдена продолжать отдавать приоритет прежним обязательствам США перед Киевом или у украинцев есть реальные причины для беспокойства.