Мир

Что означает для Беларуси визит Светланы Тихановской в США

Тихановская не очень харизматична, и она, конечно, не самый талантливый политик в Беларуси - все они сидят в тюрьмах - но она явно соответствует текущему моменту.

Во время своего недавнего визита белорусский демократический лидер Светлана Тихановская вернула 9,4-миллионную европейскую страну, испытывающую трудности, в поле зрения Вашингтона. Как информируют Экономические новости, об этом пишет Мелинда Харинг – заместитель директора Евразийского центра Атлантического совета.

Мне довелось наблюдать воочию, как она покоряла Вашингтон. Элегантно одетая, она всегда была в курсе всех событий. Лишь однажды она была застигнута врасплох, когда ее спросили, что стало самым большим сюрпризом для нее в Вашингтоне. В ответ бывшая учительница английского языка начала просто хохотать. Безупречный ответ!

На частных ужинах она говорила проникновенно, без конспектов, увлекая своими словами закоренелую элиту, не испытывающую ни малейшего любопытства к происходящему в этой стране.

Не стоило этому удивляться. Она уже делала то же самое в Беларуси в августе прошлого года, когда Александр Лукашенко пытался украсть свои шестые президентские выборы.

Когда прошлой осенью я дважды брала интервью у Тихановской, она не годилась в президенты. Ее ответы на основные вопросы были поверхностными. Она испытывала заметный дискомфорт. Теперь это не так.

Тихановская не уклоняется от вопросов и с удовольствием выступает на публике. Тридцативосьмилетняя выпускница Мозырского государственного педагогического университета – учебного заведения, готовящего учителей, — быстро учится.

В Стэндфордском университете 29 июля, когда одни из лучших умов мира задавали ей вопросы, она их ошарашила. Когда они попросили ее сформулировать будущую геополитическую ориентацию Беларуси, она пробилась сквозь академический тон и сфокусировала внимание публики на широкой картине.

“Наша задача сейчас – не обсуждать, как или с кем Беларусь будет союзничать в будущем. Наша задача – вернуть нашему народу возможность выбора. Как только мы вернем себе право выбора, мы сможем решить, куда двигаться Беларуси дальше”, — сказала она.

Возможно, самым удивительным аспектом Тихановской является то, как она направляет свою собственную сложную ситуацию в нужное русло. Муж Тихановской Сергей находится за решеткой с мая 2020 года, и она почти не видит своих двоих детей. На акции в Вашингтоне Тихановская ласково приветствовала детей на митинге и особенно тепло поприветствовала ребенка в инвалидной коляске. Одиннадцатилетний сын Тихановской страдает глухотой, и это причина, по которой она много лет провела дома. Тихановская неустанно работала над тем, чтобы у него были необходимые слуховые аппараты и образовательные ресурсы. Интересно то, что Тихановская совсем не упоминает об этом. Она не хвастается и не опирается на семейные нюансы.

Когда мы принимали лидера оппозиции в Атлантическом совете, главный корреспондент PBS Амна Наваз спросила Тихановскую, как она справляется со стрессом.

В традиционном для Тихановской стиле она деликатно ответила, что дело не в нет. Давайте сосредоточимся на людях Беларуси, которые действительно страдают.

И они действительно страдают. Обвинения в жестокости милиции и даже изнасилованиях в тюрьмах слишком распространены. В настоящее время в стране 597 политических заключенных, и каждый день за решеткой оказывается еще около десяти человек. За последние две недели в Беларуси были предприняты жесткие репрессии в отношении того, что осталось от крошечной, но влиятельной независимой прессы и гражданского общества. План игры Лукашенко очевиден: пока он подавляет независимую прессу и гражданские организации, он поджидает Тихановскую, которая живет в изгнании в Литве. У какой из сторон первыми закончатся деньги?

Вашингтон не так давно открыл свой кошелек, пообещав 30 миллионов долларов на поддержку Беларуси, что является огромным шагом вперед. Однако, скорее всего, эти деньги будут увязаны в бюрократические нити и пойдут в раздутые американские подрядные конторы в Бетесде, а не в реальные белорусские организации, которым эти средства нужны сейчас. Слишком много вашингтонских бюрократов повторяют, что мы должны неукоснительно следовать правилам, которые длятся целую вечность и оказываются расточительными, игнорируя тот очевидный факт, что проекты, подобные этому, случаются нечасто. Существуют более эффективные способы оказания поддержки, если только Вашингтон сможет проявить немного креативности.

Тактика террора – не единственный шаг Лукашенко. Более 2400 мигрантов, в основном из Ирака и Африки, хлынули к границе Литвы через Беларусь в качестве расплаты за позицию Вильнюса и резкое осуждение Лукашенко. Лукашенко заявил, что “он больше не собирается останавливать” мигрантов, а Вильнюс утверждает, что Беларусь поощряет мигрантов лететь в Минск, а затем белорусские пограничники помогают мигрантам пересечь границу Беларуси и Литвы, чтобы создать искусственный миграционный кризис.

Тихановская и ее команда живут в Вильнюсе и пользуются защитой спецслужб Литвы.

Рабочие дни Тихановской начинаются рано. Она встает в 4 утра, работает, составляет речи и готовится к следующему дню до глубокой ночи.

Пожалуй, больше всего Тихановская удивляет своими планами на будущее. В многочисленных интервью она говорила, что не будет снова баллотироваться в президенты. Однако она оставляет за собой возможность сыграть определенную общественную роль.

Тихановская не очень харизматична и, конечно, не самый талантливый политик в Беларуси – все они находятся в тюрьме, — но она явно соответствует текущему моменту.

Елена Каденко