В настоящее время на востоке Украины идут крупнейшие европейские сражения со времен Второй мировой войны. Однако, в то время как внимание мировой общественности приковано к монументальной битве за Донбасс, окончательный исход российско-украинской войны, скорее всего, будет решаться за сотни километров к югу.
Когда война только началась 24 февраля, мало кто предполагал, что кампания будет столь длительной и масштабной. Напротив, Кремль рассчитывал на быструю и всеобъемлющую победу, которая приведет евроатлантическую интеграцию Украины к краху и вернет страну в орбиту России. Как информируют Экономические новости, об этом пишет Тарас Кузьо, профессор политологии Национального университета “Киево-Могилянская академия”.
Вместо этого Россия полностью проиграла битву за Киев и была вынуждена полностью отступить из северных территорий Украины. Путин ответил на поражение на севере перегруппировкой и концентрацией своих сил на востоке Украины, где Россия продолжает медленно, но неуклонно продвигаться вперед, платя за это высокую цену в виде потерь и военной техники.
Потерпев поражение на севере и испытывая значительные проблемы на востоке, Россия добилась наиболее значительных успехов в ходе всей военной кампании на юге. Значительные территории южной Украины были захвачены в первые дни вторжения и остаются под контролем России. Это позволило Москве создать сухопутный канал, соединяющий оккупированный Крымский полуостров с российскими марионеточными образованиями, созданными Кремлем на востоке Украины восемь лет назад. Украинским войскам удалось предотвратить дальнейшее наступление российских войск на ключевой южный портовый город Одесса, однако Киеву в настоящее время не хватает вооруженных сил и тяжелой военной техники для освобождения регионов, перешедших под контроль России.
Поскольку Россия стремится укрепить свои позиции на оккупированных территориях, а украинские войска готовятся к предстоящему контрнаступлению, борьба за юг Украины еще далека от завершения. Исход этого противостояния, вероятно, определит, сможет ли Владимир Путин достичь своей цели – уничтожить украинскую государственность и включить большую часть страны в состав новой Российской империи.
Международным партнерам Украины важно понимать, что деоккупация южного побережья Украины – это гонка со временем, поскольку в настоящее время Кремль предпринимает активные шаги по включению этих территорий в состав Российской Федерации. Украинская государственная символика удаляется из общественных мест, в местных школах вводится российская учебная программа, а украинская гривна заменяется российским рублем. Украинские СМИ, интернет-сервисы и операторы мобильной связи были отключены.
Те немногие местные коллаборационисты, которых удалось найти, становятся российскими марионетками. Между тем, местные выборные должностные лица, журналисты, общественные лидеры и военные ветераны подвергаются облавам и похищениям на фоне растущего числа сообщений о пытках и казнях. Десятки тысяч гражданских лиц были подвергнуты принудительной депортации. В последние дни Путин обнародовал планы по выдаче российских паспортов жителям Херсонской и Запорожской областей на юге Украины. Тем временем высокопоставленные кремлевские чиновники заявили, что Россия пришла “навсегда”.
Битва за Южную Украину, скорее всего, будет зависеть от контроля над Херсонской областью, которая находится прямо к северу от Крыма. Не будет преувеличением сказать, что будущее Украины как жизнеспособного независимого государства может зависеть от восстановления контроля над этим регионом. Для Москвы ставки также высоки. Оккупация Херсона позволяет России поставлять пресную воду в оккупированный Крым и необходима для путинского сухопутного моста, соединяющего полуостров с российской границей через Бердянск и Мариуполь на юго-востоке Украины.
Херсонская область также является плацдармом для дальнейшего ожидаемого продвижения России вдоль побережья Черного моря в направлении Одессы. Это позволит Кремлю отрезать Украину от моря и сорвать планы по прорыву нынешней российской морской блокады черноморских портов Украины. Доминирование России над юго-восточным побережьем Украины, простирающимся от Крыма до российской границы, уже позволило Москве превратить Азовское море в российское озеро. Полное блокирование доступа Украины к Черному морю нанесет смертельный удар по украинской экономике, богатой экспортом, и оставит стране мало выбора, кроме как согласиться на мир на условиях Москвы.
Помимо стратегического значения, юг Украины также имеет большое символическое значение для России. После захвата Крыма и начала военных действий против Украины весной 2014 года кремлевские чиновники и российские националисты воскресили полузабытый царский термин “Новороссия” (“Новая Россия”) для описания регионов восточной и южной Украины, которые они стремятся аннексировать. Путин неоднократно обвинял первых большевистских лидеров в ошибочном предоставлении Советской Украине этих южных регионов, утверждая при этом, что вся эта территория на самом деле является “древней русской землей”.
Предстоящие бои на юге Украины, вероятно, будут самыми крупными и кровопролитными за всю войну. Украина столкнется с российскими войсками, занимающими хорошо подготовленные оборонительные позиции, которые также пользуются логистическими преимуществами воздушной поддержки и пополнения запасов из близлежащего оккупированного Россией Крыма.
Для того чтобы добиться успеха, украинским военным необходимо получить некую передышку на востоке Украины, которая позволит им сконцентрироваться на юге. Другим решающим фактором будет своевременная доставка тяжелого вооружения от международных партнеров Украины, включая дальнобойную артиллерию, ударные беспилотники и реактивные системы залпового огня (РСЗО). Западная разведка также будет иметь жизненно важное значение, поскольку Украина стремится повторить успехи, достигнутые в течение первого месяца войны. За линией фронта украинские партизаны и подразделения спецназа будут играть важную роль в пресечении военных действий России, разрушении жизненно важной инфраструктуры и устранении коллаборационистов.
Время имеет решающее значение. Хотя было бы глупо торопиться с наступлением, столь важным для более широких военных усилий, как освобождение южной Украины, было бы опасно ждать слишком долго. Россия явно торопится аннексировать этот регион. Многие наблюдатели ожидают, что в ближайшие месяцы Москва будет настаивать на аннексии, возможно, вместе с параллельными усилиями на востоке Украины на Донбассе. Это, вероятно, будет сопровождаться дальнейшими нарушениями прав человека, поскольку Кремль стремится закрепить свои позиции и подавить любую местную оппозицию.
Если Россия не будет вынуждена отступить с юга Украины, все усилия по установлению мира путем переговоров окажутся тщетными и приведут лишь к передышке перед следующим раундом военных действий. Этот регион просто слишком важен, и его нельзя оставлять под контролем Кремля. Он является ключом к мечтам Путина о новой Российской империи и в то же время необходим для дальнейшего существования Украины как независимого государства.
Если украинским силам удастся положить конец российской оккупации юга, они спасут свою страну и нанесут потенциально смертельный удар по экспансионистским планам Москвы. Это давно назрело. Спустя более трех десятилетий после распада СССР путинская Россия остается неапологетически империалистической державой. Пришло время отправить эти имперские амбиции на пепелище истории.