Мир

Три возможных сценария развития вооруженного конфликта в Украине

Война России против Украины была как вполне прогнозируема, так и совершенно неожиданна. В течение нескольких месяцев ведущие международные эксперты прогнозировали, как может начаться война, а после того, как она началась, как она может развиваться дальше.

В этом материале эксперты The Atlantic Council, Мэтью Берроуз и Роберт Мэннинг, анализируют свои апрельские прогнозы в свете дальнейшего развития конфликта, информируют Экономические новости.

Спустя три месяца после вторжения российского президента Владимира Путина в Украину перспективы убедительной победы Кремля испарились. Однако даже на фоне неудач России на поле боя, героического украинского сопротивления и масштабной военной помощи Запада, перелом в ситуации полностью не произошел.

В апреле мы изложили четыре сценария того, как исход войны может изменить мир. В то время не было очевидным, что наш сценарий “замороженного конфликта”, в котором обе стороны пытаются добиться быстрого или решительного прогресса, имеет наибольшую вероятность реализации. Однако в последние недели конфликт развивается именно в этом направлении.

В то время также не было столь очевидным, какой уровень потрясений война вызовет в мировой экономике, что приведет к крупным продовольственным и энергетическим кризисам. В зависимости от продолжительности конфликта эти последствия могут оказаться для развивающегося мира даже хуже, чем финансовый кризис 2008 года. И хотя ударные волны сильнее ударили по Европе, чем по США, экономические проблемы испытывают и те, и другие. В самой Украине, по оценкам Программы развития ООН, подавляющее большинство украинцев уже к концу года столкнется с “крайней экономической уязвимостью”, если война продолжится.

Этот глобальный экономический спад, вероятно, станет все более весомым фактором при принятии решений США/НАТО, что может привести к расколу среди европейских стран, которые будут настаивать на скорейшем окончании войны, и США, которые хотят, чтобы Москва потерпела полное поражение.

Как же замороженный конфликт может развиваться в глобальном масштабе в течение следующих двух лет? Ниже представлены три варианта того, как может выглядеть этот сценарий:

Сценарий 1: Украину медленно душат

Россия укрепляет сухопутный мост к контролируемому Кремлем Крымскому полуострову и, не обеспечив полного контроля над остальной частью черноморского побережья Украины, разрушает или блокирует портовый город Одесса, оставляя страну фактически без выхода к морю. Путин продолжает бомбить инфраструктуру по всей Украине и аннексирует части юга и востока, еще больше дестабилизируя страну как полноценно функционирующее государство. Он объявляет о “победе”, успешно подавляя инакомыслие внутри страны.

Далее сценарий может развиваться следующим образом:

Путин призывает к прекращению огня в начале 2023 года, но не готов к мирному соглашению; он все еще надеется на большие земельные приобретения в будущем (возможно, присоединение к Молдове), а также на уступки со стороны НАТО (например, признание Крыма российской суверенной территорией, если жители согласятся на референдуме под международным наблюдением). Западные санкции против России остаются в силе, а экономические условия в стране ухудшаются. Но США и Европа также погружаются в рецессию, что подпитывает растущее политическое недовольство инфляцией и дефицитом товаров.

Полномасштабный мировой продовольственный кризис приводит к волнениям и беспорядкам от Шри-Ланки до Египта (где уже ощущаются последствия войны), а торговые отношения резко ухудшаются после того, как крупнейшие страны-экспортеры, такие как Индия, Индонезия и Малайзия, удвоили продовольственный протекционизм. Медленная реакция стран Группы семи (G7) и Международного валютного фонда усугубляет долговой кризис, в котором оказались развивающиеся страны. В Африке и Азии растет нестабильность, а в Латинской Америке активизируются левые политики.

В 2023 году союзники по НАТО продолжают посылать все более смертоносную военную помощь, в то время как Украина, которая отказалась от предложенного Путиным прекращения огня, пытается вернуть оккупированную территорию.

Качество и количество этой помощи искушает Москву продолжать нарушать потоки поставок в Украину, увеличивая риск нападений вблизи (или даже на) территории НАТО и одновременно расширяя конфликт между Альянсом и Россией.

К концу 2023 года консенсус Запада ослабевает. Обеспокоенные экономическими издержками, страданиями украинцев, бременем беженцев и опасениями эскалации (включая риск ядерной атаки со стороны России), Германия и Франция возглавляют многонациональные усилия по оказанию давления на Киев с целью поиска мирного соглашения с Москвой.

Сценарий 2: Россия не добивается никаких успехов

Благодаря грамотной украинской тактике – продолжение той, что была продемонстрирована во время обороны столицы, плюс успешное контрнаступление на востоке Украины и на Донбассе – Россия к началу 2023 года возвращается в зоны контроля до 24 февраля (сохраняя Крым и оккупированные ролеониднаметит боевиками части Донецка и Луганска). Но дальнейшие успехи Украины будут затруднены из-за сильной обороны России и сепаратистов. Несмотря на поставки Западом более современного вооружения, украинские войска добиваются минимального прогресса.

Далее сценарий может развиваться следующим образом:

Столкнувшись с растущим недовольством внутри страны из-за разваливающейся экономики и истощенными военными, постоянными оперативными неудачами, Путин испытывает сильное давление, чтобы заключить соглашение с Украиной до того, как ситуация ухудшится для него еще больше.

С начала 2023 года Турция, Катар и Индия, которые с 2020 года пытаются представить себя в роли глобальных миротворцев, настаивают на прекращении огня, поскольку мировой экономический кризис усиливает остроту проблемы. Но Украина, воодушевленная своими успехами на поле боя, сопротивляется, а Путин все еще надеется на военное возмездие.

Между тем, некоторые европейские лидеры также начинают потихоньку добиваться официальных дипломатических рамок: Президент Франции Эммануэль Макрон вместе со своим китайским коллегой Си Цзиньпином призывают провести переговоры в Женеве между Украиной и пятью постоянными членами Совета Безопасности ООН (куда входит Россия), а также Германией (по образцу переговоров 2+4 по воссоединению Германии) для поиска решения. Си и Макрон в частном порядке пытаются убедить Путина и украинского президента Владимира Зеленского, соответственно, обещая российские репарации как компонент урегулирования. Пекин не хочет, чтобы создавалось впечатление, что он подрывает планы Путина, но слабеющая экономика Китая не оставляет Си выбора.

Воодушевленные победой республиканцев на промежуточных выборах в США в ноябре 2022 года, все большее число законодателей настаивают на прекращении военной помощи США Украине и переориентации внимания Вашингтона на Пекин как главную угрозу безопасности.

Сценарий 3: Украина отвоевывает почти все

В результате значительного увеличения поставок оружия в Украину со стороны Запада, падения морального духа России на тактическом и стратегическом уровнях и неспособности Москвы замещать военную технику на необходимом уровне (благодаря западным санкциям), Россия полностью вытесняется из Украины, за исключением Крыма, но Киев готовится вернуть полуостров. Что Путин будет рассматривать как вторжение на российскую территорию.

Далее сценарий может развиваться следующим образом:

Растет риск ядерного возмездия России из-за военной помощи Запада, усиленный потерей Россией ранее оккупированной восточной Украины. В то время как Украина начинает планомерное наступление с целью вернуть себе полуостров в Черном море, Путин размещает там ракеты с ядерными боеголовками “Искандер-М” (SS-26) и угрожает применить их в случае наступления украинских войск. Внезапно Третья мировая война становится вполне вероятной, если срочные усилия Франции и Китая по предотвращению дальнейшей эскалации окажутся безуспешными.

Но к середине 2023 года – почти за целый год до того, как он надеялся провести очередные перевыборы – удержание Путиным власти внутри страны оказывается под угрозой из-за нарастающего общественного гнева. Униженные высшие чины армии и разведки заставляют Путина немедленно уйти в отставку, но позволяют ему сохранить свое состояние и ограждают его от международного преследования за военные преступления.

Соединенные Штаты и Европейский Союз расходятся во мнениях по вопросу отмены некоторых санкций против России. Опасаясь перспективы появления по соседству гигантской Северной Кореи (в виде глубоко изолированной России), Европа ищет выгодную сделку, снимая санкции на нефть, газ и другие товары при условии заключения соглашения “услуга за услугу”, согласно которому часть российских продаж будет направлена в качестве репараций в фонд восстановления Украины, возглавляемый Всемирным банком и Европейским банком реконструкции и развития.

Глобальный экономический рост ослабевает, достигнув в 2023 году мизерного уровня в 1% на фоне усиления протекционизма в стиле 1930-х годов, растущего национализма, разрушающего глобальные институты, и народного недовольства, распространяющегося из США и Европы в кипящий развивающийся мир.

От того, что произойдет дальше на поле боя, будет зависеть, в чью пользу в конечном итоге окажется нынешняя фаза конфликта – России или Украины. Различные военные исходы все еще вероятны. Поскольку в игре участвует так много переменных, трудно придать вероятности потенциальным сценариям.

Но во всех случаях экономический ущерб будет огромным не только для Украины, но и для всего мира. Вместо того чтобы ждать исхода войны, политики должны срочно искать решения глобального продовольственного кризиса, растущего потенциала долговых кризисов в развивающихся странах и угрозы рецессии на Западе. Между тем, риск применения Россией ядерного оружия в ходе конфликта не равен нулю. Использование дипломатических средств для предотвращения такой эскалации жизненно важно для того, чтобы конфликт был урегулирован или оставался локальным и не охватил весь мир.

Елена Каденко