Почему Владимир Путин вторгся в Украину? За три месяца, прошедшие с начала вторжения, российский диктатор выдвинул целый ряд различных обоснований, сваливая вину за войну на все - от расширения НАТО до вымышленных украинских нацистов. Но на протяжении всего этого его единственным последовательным посылом была якобы нелегитимность украинского государства.
В такой риторике нет ничего нового. На протяжении многих лет Путин отрицал право Украины на существование, настаивая на том, что украинцы – это русские (“один народ”). Он неоднократно обвинял современную Украину в оккупации исторически русских земель и отвергал всю концепцию отдельной украинской национальной идентичности как якобы искусственное творение, созданное внешними силами, которые пытаются ослабить Россию изнутри. Как информируют Экономические новости, об этом пишет Богдан Витвицкий, бывший постоянный советник по правовым вопросам посольства США в Украине и специальный советник генерального прокурора Украины.
Вся степень одержимости Путина Украиной была обнажена в эссе о предполагаемом “историческом единстве” русских и украинцев, которое было опубликовано в июле 2021 года, всего за семь месяцев до российского вторжения. Изображая из себя историка и философа-дилетанта, Путин старательно игнорирует столетия имперского угнетения, прежде чем выразить уверенность в том, что “подлинный суверенитет Украины возможен только в партнерстве с Россией”.
В том смысле, что “суверенитет” означает свободу от внешнего контроля, заявление Путина является бессмыслицей оруэлловского уровня. Этот леденящий душу документ был правильно истолкован многими как объявление войны украинской государственности. Впоследствии он стал обязательным для прочтения всеми российскими военными.
События на поле боя с тех пор показали абсурдность основных аргументов Путина. Если у него есть какие-то сомнения в реальности украинской нации, ему достаточно обратиться к российским солдатам, которые проиграли битву за Киев и были вынуждены полностью отступить с севера Украины, понеся катастрофические потери. Действительно, трудно представить себе более полное развенчание мифа о “едином народе”.
Попытки Путина отрицать украинскую идентичность легко развенчиваются, но его упорство в якобы нелегитимности современной Украины стоит изучить подробнее, поскольку оно поднимает некоторые интересные вопросы относительно истинных причин сегодняшней войны.
Основополагающим принципом, на котором отцы-основатели создали Соединенные Штаты, была идея о том, что те, кто правит, могут черпать свою легитимность только из одного источника, а именно из народа, которым они стремятся управлять. Эта идея правительства “из народа, народом, для народа”, высказанная президентом Линкольном в Геттисберге в 1863 году, стала признаваться в качестве основного принципа, лежащего в основе всех современных демократических систем.
Идеи демократического правления и свободных выборов стали настолько популярны во всем мире, что даже тоталитарные государства часто включают ярлык “Демократическая” в названия своих стран, как, например, северокорейская “Корейская Народно-Демократическая Республика”. Точно так же диктаторские режимы, такие как путинская Россия, до сих пор считают необходимым проводить фальшивые выборы, чтобы сохранить видимость демократической легитимности.
К большому огорчению Путина, современная Украина не разделяет отсутствие легитимности в его собственном государственном режиме. Более того. В декабре 1991 года украинцы приняли участие во всенародном референдуме о независимости от Советского Союза, в ходе которого более 90% избирателей поддержали создание независимой Украины. Важно отметить, что явное большинство поддержало независимость в каждом отдельном украинском регионе, включая Крым (54%) и два региона, входящих в состав оккупированного Россией Донбасса, Луганск (83%) и Донецк (76%). Голосование было широко признано свободным и справедливым, установив демократические стандарты, которые постепенно станут нормой в Украине в течение последующих десятилетий независимости.
Последний избирательный цикл в Украине в 2019 году отразил продолжающуюся консолидацию демократии в стране. Несмотря на то, что Владимир Зеленский баллотировался как полный аутсайдер, не имея никакого политического опыта, он смог одержать убедительную победу на выборах над действующим президентом Петром Порошенко в апреле 2019 года и стать шестым президентом Украины. Три месяца спустя его только что созданная политическая партия снова вошла в историю, одержав рекордную победу на парламентских выборах в Украине. Успех Зеленского отразил высококонкурентный характер политической системы Украины и одновременно подчеркнул подлинную легитимность, которую придает государству демократическая культура страны.
За последние несколько месяцев мужество и самоотверженность, продемонстрированные миллионами украинцев перед лицом иностранного вторжения, наглядно подтвердили легитимность украинской государственности. Страна ответила на вторжение России беспрецедентной волной национальной мобилизации, в результате которой огромное количество людей записались добровольцами в вооруженные силы, а многие другие пошли на умопомрачительные жертвы ради защиты своей страны. Это удивительное проявление единства и стойкости вдохновило весь мир и выставило на посмешище бредни Путина.
Для сравнения, постсоветское развитие России было совсем иным. Когда Советский Союз распался в 1991 году, никому не предложили проголосовать на референдуме о том, хотят ли они быть частью Российской Федерации. Когда в начале 1990-х годов Чечня попыталась отделиться от России, Москва развязала две кровопролитные войны, чтобы подавить это движение за независимость.
С момента прихода к власти на рубеже тысячелетий Путин убивал, сажал в тюрьму или отправлял в ссылку своих политических оппонентов. Он неуклонно сводит на нет ограниченные демократические успехи 1990-х годов и теперь полностью контролирует всю политическую систему вместе со средствами массовой информации. Все формы инакомыслия объявлены вне закона. Подавление альтернативных мнений в путинской России стало настолько сюрреалистичным, что теперь людей регулярно арестовывают за то, что они держат пустые плакаты в общественных местах.
Несмотря на сползание страны к авторитаризму, Россия по-прежнему официально проходит через регулярные выборы, чтобы продлить мандат Путина на правление. Однако растущая абсурдность этих срежиссированных кампаний лишь подчеркивает нелегитимность, а не легитимность всего режима.
В связи с этим усилия Путина представить Украину как нелегитимную предстают в совершенно ином свете. Почти по любым меркам президент Зеленский обладает гораздо большей личной легитимностью, чем Путин, а демократическая Украина – бесконечно более легитимное государство, чем автократическая Россия.
Путин прекрасно осознает этот факт. Он также понимает, что если позволить демократической Украине окрепнуть и процветать, то это, скорее всего, вдохновит россиян на аналогичные изменения в их собственной стране. Другими словами, он рассматривает существование свободной и демократической Украины как экзистенциальную угрозу для будущего его собственного автократического режима.
Это помогает объяснить, почему Путин решил поставить все на карту, чтобы уничтожить украинское государство. С точки зрения российского правителя, независимая Украина является нестерпимым напоминанием о том, что демократическая легитимность вполне возможна в славянских регионах бывшего СССР. Если Украина не будет уничтожена, Путин опасается, что Россия сама может вступить в новую эпоху распада, которая продолжит процесс, начатый в 1991 году.