Мир

Почему Берлин должен помочь Украине, а не повторять нарративы Кремля

Украина является независимой уже 30 лет и с тех пор стремится на Запад. Тем не менее, Германия не готова полностью поддержать интеграцию Украины в Запад - и тем самым подыгрывает агрессивной и воинственной политике Кремля.

Во вторник Украина отметила 30-ю годовщину своей государственной независимости. 30 лет – это много или мало? Это очень много, на фоне более ранних попыток в 20 веке добиться государственной независимости, которые быстро провалились. Но это ничтожно мало по сравнению с более чем 1000-летней историей народа на территории нынешней Украины. Эти 30 лет позволяют сделать один вывод: Украина прочно обосновалась на карте Европы. И возврат к условиям, существовавшим до 1991 года, кажется уже немыслимым. Как информируют Экономические новости, об этом пишет Die Welt.

Украина 21-го века сформировалась в результате распада Советского Союза, как и Россия и другие государства бывшего СССР. В этом отношении оба государства являются новыми: Ни Украины, ни России в ее нынешних границах не существовало до 1991 года. Обе они были союзными республиками Советского Союза, но не суверенными государствами.

Украина движется на запад. Она идет по стопам стран Балтии и Восточно-Центральной Европы, которые уже являются членами ЕС и НАТО. Россия, однако, отказывается идти по этому пути. Скорее, она видит себя как центр независимой цивилизации, как страну, которая объединяется – включая особенно бывшие советские республики – но не как страну, которая интегрируется с Западом.

С 2014 года в результате этого стратегического подхода России возникли серьезные конфликты, в частности, оккупация Крыма и война на Донбассе, которая продолжается до сих пор. Германия, после некоторых колебаний, полностью поддержала включение прибалтов и других восточно-центральных европейцев в западные интеграционные структуры. Но Германия не готова предоставить Украине то же самое.

Многие в Германии и некоторые в Западной Европе негласно следуют российской пропаганде, согласно которой дескать украинцы и русские – “один народ” (Путин). Поскольку и те, и другие уходят корнями в одно историческое пространство и украинцам, видите ли, отказывается в праве на собственное государство. На самом деле, такая историческая аргументация скрывает истинную причину: отделение Украины – это масштабная геополитическая потеря для могущества России.

После трех десятилетий на пути к Западу Украина может похвастаться впечатляющими успехами. Созданы основы демократического порядка. Существуют свободные выборы и демократическая борьба за власть. Большинство в законодательных органах и руководство исполнительной власти неоднократно мирно менялись после выборов. Существует разнообразие средств массовой информации и активное гражданское общество. Есть, конечно, и недостатки. В стране судебная система до сих пор не являются независимыми. Тенистая власть олигархов препятствует конкуренции и замедляет экономический рост. А постоянная бедность значительной части населения представляет угрозу для демократии.

Тем не менее Украина, наряду со странами Балтии, является одной из тех частей бывшего Советского Союза, которые добились наибольшего прогресса в области демократии и гражданских свобод. Украина по-прежнему нуждается в поддержке Запада. Это не в последнюю очередь отвечает нашим хорошо понятным собственным интересам. Желание и стремление стать частью Запада не было бесспорным в Украине еще 30 лет назад. Но сегодня это преимущественно консенсус. Этому способствовала и угроза со стороны России, которая в принципе ставит под сомнение право суверенной Украины на существование.

Членство в НАТО значительно улучшило бы ситуацию с безопасностью Украины и укрепило бы позиции самого НАТО. Украина имеет фундаментальное, хотя пока и необязательное, обязательство по такому членству. Его реализация представляется более реальной – при условии политической воли Германии – чем расширение ЕС, как показывает пример Балкан.

Успешная интеграция Украины в Запад может помочь обуздать российский ревизионизм и укрепить Запад. Это также является стимулом для тех сил в России и Беларуси, которые не отказались от видения поставтократического будущего для своих стран.

Елена Каденко