Мир

Крутые разведслужбы Запада оказались лузерами в прогнозах российско-украинской войны

Россияне, американцы и европейцы редко бывают единодушны во мнениях, но в начале 2022 года все они были полностью солидарны в одном: украинцы не станут воевать, а российские войска возьмут Украину под полный контроль через пару дней или недель. При этом все думали, что украинская армия - это просто хлам, а российская армия - непобедима.

То, что военные и разведывательные ведомства стольких высокоразвитых стран как США, Германия, Франция и прочие так ошибались, конечно, уму не постижимо. Не беспрецедентно, конечно, но просто поразительно. Об этом пишет американское издание The Hill, информируют Экономические новости.

В свое время все думали, что Первая мировая война закончится через несколько месяцев. Также почти все считали, что российское вторжение в Афганистан и американское вторжение в Ирак будут успешными. Во всех этих случаях, как и во многих других, когда одна из сторон грубо просчиталась в своих шансах на успех, налицо некая форма невежества – обычно в сочетании с высокомерием.

Недавно опубликованный в Washington Post рассказ о прелюдии к российско-украинской войне показывает, что Вашингтон располагал подробными разведданными о планах России по агрессии за несколько месяцев до нападения. Кремль потратил миллиарды долларов на попытки создать пятую колонну в Украине и с 1991 года регулярно проникал в украинские военные и разведывательные учреждения. Британцы, французы и немцы обладают серьезными разведывательными службами, которые давно следят за русскими. Несмотря на все эти таланты, никто и не мог предвидеть стойкость и компетентность Украины, наряду с тупостью и бездарностью России.

Очевидно, что неспособность русских, американцев и европейцев представить себе успешное и устойчивое украинское сопротивление свидетельствует о потрясающем невежестве в отношении Украины. После трех десятилетий независимости и после трех десятилетий энтузиазма в отношении Украины, оказывается ни Запад, ни русские так и не смогли познать Украину. А после более чем двух десятилетий Владимира Путина и его оголтелого стремления к империи и фашизму ни Соединенные Штаты, ни Европа так и не познали Россию. Только украинцы знали, что они будут воевать, хотя многие, включая президента Владимира Зеленского, считали, что война маловероятна.

Такое системное невежество нельзя объяснить чьими-то статистическими просчетами или фактическими ошибками. Тот факт, что все, кто был вовлечен в российско-украинские события, не могли представить себе, что у русских все так плохо, а у украинцев все так хорошо, указывает на более глубокий источник невежества, который выходит за рамки фактов и касается их интерпретации. Другими словами, проблема касается нашей ментальной карты – допущений, ценностей и симпатий, которые определяют наше понимание Украины и России.

Ментальные карты – это не просто академическая проблема. Они важны, потому что они говорят нам, как смотреть на вещи и как оценивать их важность. Если мы считаем Владимира Путина гроссмейстером в шахматах, тогда как на самом деле он может быть плохим игроком, мы неизбежно неправильно истолкуем его ходы и примем неверные решения. Если мы будем думать о Зеленском как о комике, мы попадем в ту же ловушку.

Эти два примера хорошо иллюстрируют более широкую и глубокую проблему. До своего доблестного сопротивления геноцидной войне Путина украинцы, как и сам Зеленский, не воспринимались всерьез ни Америкой, ни Россией, ни Европой. Напротив, Россия, как и Путин, воспринимались очень серьезно. Очевидно, что в какой-то степени это связано с размерами и ресурсами: Россия огромна и могущественна по любым меркам, в то время как Украина – в лучшем случае средняя держава.

Но дело не только в этом.

Только сейчас, в результате войны, мир открывает для себя украинскую культуру, историю и язык. Оказалось, к счастью, они действительно существуют. Культура богата и динамична, история насчитывает не менее тысячелетия, а язык отличается от русского. На самом деле, украинцы не совсем русские, в конце концов.

Две вещи об Украине, которые все твердили на Западе в унисон кремлевской пропаганде, — это то, что страна непоправимо коррумпирована и поэтому не может провести ни одной реформы, и то, что она бесповоротно разделена на проукраинский запад и пророссийский восток. Как убедительно показала война, украинская элита и народ не так уж и коррумпированы, и она может добиться многого – например, остановить вторую по величине армию в мире – и вопрос идентичности гораздо сложнее, чем можно было бы предположить, исходя из упрощенных представлений о враждующих востоке и западе. На самом деле, большинство солдат, сражающихся на фронтах Украины, обычно говорят друг с другом по-русски.

Так стоит ли еще объяснять, что эта нация могла пасть и распасться за несколько дней?

В то же время, мы относимся к России и всему, что она отстаивает, со всей серьезностью. Ее лидер может быть головорезом, но он якобы гроссмейстер в шахматах, способный перехитрить и переиграть любого играющего в шашки американца, европейца или украинца. Русская культура, история и язык, естественно, являются предметом легенд, а российская идентичность непоколебима – несмотря на то, что русские не уверены в том, что делать со своими национальными меньшинствами и являются ли они европейской нацией или евразийской империей, или ни тем, ни другим, ни третьим.

В западном и российском воображении для России используется термин “великая”. Поскольку все в ней великое, любая другая страна обязательно менее великая, чем Россия.

Стоит ли удивляться, что такая великая страна не может представить себе, чтобы проиграть войну или даже сражение бесстрашным украинцам – когда на самом деле агрессия Путина должна считаться одним из величайших стратегических промахов в истории и эквивалентом жертвования ферзя за пешку после пяти ходов?

Хорошая новость заключается в том, что теперь мы знаем, что эти умственные модели ошибочны, хотя для того, чтобы донести эту мысль, потребовались тысячи погибших украинцев и десятки разрушенных городов. Плохая новость заключается в том, что эти образы сохранялись на протяжении 30 лет независимости России и Украины. Потребуется время, чтобы эти стереотипы были окончательно и полностью изжиты.

Лучшая новость заключается в том, что ничто так не разрушит эти иллюзорные представления, как решительная победа Украины и унизительное поражение России – результаты, которые выглядят все более вероятными, поскольку Путин продолжает демонстрировать, что он плохой шахматист.

Елена Каденко