Российские войска потерпели фиаско при попытке захватить Киев, столицу Украины, и добиваются лишь незначительных успехов на востоке страны, но экономические потери от войны и блокада Москвой портов Украины могут создать дополнительную угрозу для страны, если ее партнеры и многосторонние международные институты не смогут восполнить дефицит финансовых ресурсов.
По оценкам украинских правительственных чиновников, стране ежемесячно требуется дополнительно $5 млрд. для покрытия расходов на основные услуги и выплату зарплаты солдатам, поскольку налоговые поступления резко сократились с начала войны в конце февраля. Материальный ущерб, нанесенный армией России, оценивается в 94 миллиарда долларов, а затраты на восстановление, по предварительным оценкам, превысят полтриллиона долларов. Как информируют Экономические новости, об этом пишет The Foreign Policy.
По прогнозам Всемирного банка, в этом году украинская экономика сократится на 45 процентов. В отличие от этого, российская экономика, в отношении которой Запад ввел беспрецедентные экономические санкции и быстро вывел из страны около 1000 западных компаний, сократится примерно на 11 процентов.
“В конечном счете, Украине потребуется масштабная поддержка и частные инвестиции для реконструкции и восстановления, сродни задаче восстановления в Европе после 1945 года”, — сказала министр финансов США Джанет Йеллен, выступая на днях на конференции в Брюсселе. “Очевидно, что двусторонней и многосторонней поддержки, объявленной до сих пор, будет недостаточно для удовлетворения потребностей Украины даже в краткосрочной перспективе”.
Поскольку американские чиновники предупреждают, что Россия настроена на затяжной конфликт, потребность Украины в экономической помощи будет только расти, поскольку она стремится избежать макроэкономических потрясений, которые могут подорвать ее эффективность на поле боя.
“Чтобы выиграть войну, нужно иметь сильную экономику, потому что сильная экономика позволяет более эффективно вести военные действия, улучшать производство, снабжение, логистику, человеческий капитал”, — говорит Тимофей Мылованов, президент Киевской школы экономики, который ранее занимал пост министра экономического развития Украины.
До настоящего времени западные страны и международные финансовые институты выделяли для Украины финансовые средства. В начале марта Международный валютный фонд одобрил выделение чрезвычайного кредита в размере 1,4 миллиарда долларов, а Всемирный банк утвердил финансовый пакет из 723 миллионов долларов в виде грантов и кредитов. В среду Европейская комиссия предложила выделить еще $9,5 млрд в виде кредитов, чтобы помочь украинскому правительству поддержать основные услуги на плаву и создать платформу “Восстановление Украины” для помощи в послевоенном восстановлении страны. В пятницу министры финансов стран Большой семерки пообещали выделить $20 млрд на поддержку украинской экономики, а Сенат США на этой неделе принял пакет военной и гуманитарной помощи на сумму $40 млрд для поддержки военных действий, из которых $7,5 млрд было выделено для украинской экономики.
Сложность будет заключаться в сохранении такого уровня поддержки, поскольку война отбрасывает длинную тень на мировую экономику и экономисты начинают бить тревогу по поводу риска рецессии. “На Украину надвигается усталость, и Россия рассчитывает на это”, — предупреждает Лауринас Кащюнас, председатель комитета по национальной безопасности и обороне парламента Литвы. Цель России – “нацелиться не только на гражданскую инфраструктуру, но и на все возможности украинской экономики”, — добавил он.
Украина вступила в войну на прочной экономической основе, чему способствовали высокий урожай, большие валютные резервы и низкое отношение долга к ВВП. Это, а также гибкая политика позволили стране пережить первый шок от войны, которая на сегодняшний день заставила более 14 миллионов человек покинуть свои дома, причем 6 миллионов из них уехали из страны. “Они проделали замечательную работу”, — сказал сотрудник Казначейства США, говоривший на условиях анонимности в соответствии с правилами, установленными администрацией Байдена.
В первые недели войны правительство снизило налоги до 2%, чтобы помочь бизнесу остаться на плаву, а также отменило налоги на добавленную стоимость и таможенные пошлины на импорт, чтобы ускорить поступление гуманитарной и военной помощи в страну, в то время как контроль за движением капитала использовался для стабилизации валюты. На протяжении всей войны банковская система страны продолжала работать, как и Интернет на большей части территории страны. Энди Хандер, президент Американской торговой палаты в Украине, сообщил, что недавний опрос членов организации показал, что 41% из них полностью функционируют, а 88% продолжают выплачивать полную зарплату сотрудникам. Пятая часть членов палаты заявила, что они понесли тот или иной ущерб от военных действий, а у 7 процентов по крайней мере один сотрудник погиб в ходе конфликта.
По мере того как война все больше затягивается, затраты украинской экономики продолжают расти, вызывая каскад экономических и логистических проблем. Инфляция растет по спирали, а бензин в стране в дефиците, поскольку порты Украины и ее крупнейший нефтеперерабатывающий завод стали мишенью для российских войск. До войны порты Украины обрабатывали до 70 процентов импорта и экспорта страны, и продолжающаяся блокада Москвой Черного моря представляет собой самую большую угрозу для экономики Украины.
“Исход этой войны зависит от способности Украины восстановить свою экономику, и единственный способ сделать это – прорвать российскую блокаду”, — сказал Дмитрий Альперович, соучредитель и исполнительный председатель аналитического центра Silverado Policy Accelerator.
Усилия европейцев и США по переносу экспорта на север через автомобильные и железнодорожные пути не могут конкурировать по объему с тем, что раньше обрабатывали порты Украины, экспортировавшие 5 миллионов тонн зерна в месяц из таких портов, как Одесса до войны. На долю России и Украины приходится около 30 процентов мировых поставок пшеницы, и война способствовала возникновению “идеального шторма”, усугубив отсутствие продовольственной безопасности для миллионов людей по всему миру. “Мы действительно находимся в беспрецедентном кризисе”, — предупредил Дэвид Бисли, глава Всемирной продовольственной программы ООН, на заседании Совета Безопасности ООН в четверг.
Помимо немедленной поддержки, необходимой для поддержания украинского правительства на плаву, представитель Казначейства США описал еще два вида поддержки, которая, вероятно, потребуется Украине в ближайшем будущем. В среднесрочной перспективе Украине потребуется существенная международная поддержка, чтобы начать восстановление важнейшей инфраструктуры, поврежденной в результате войны, поддержать местные органы власти в заботе о возвращающихся беженцах и перемещенных лицах, а также позволить начать наращивать экономическую активность. Третий этап – это долгосрочное восстановление страны, которое пока трудно оценить.
“Это та цифра, которую мы сейчас не можем оценить. Она может исчисляться сотнями миллиардов”, — сказал представитель Казначейства.