Последние драматические события в Афганистане ошеломили международную публику и вызвали потрясение во всем мире. Многие аналитики сейчас предсказывают, что крах поддерживаемого США афганского правительства будет иметь далеко идущие геополитические последствия на многие годы вперед.
Для наблюдателей в Украине, которая смотрит на США как на ключевого союзника в своей необъявленной семилетней войне с Россией, захват Афганистана талибами представляет собой особенно угрожающую картину. В Киеве наблюдается значительное беспокойство по поводу непоколебимой приверженности президента Байдена выводу американских войск, несмотря на растущее число доказательств, указывающих на катастрофические последствия этого вывода для американского престижа и для народа Афганистана. Как информируют Экономические новости, об этом пишет The Atlantic Council.
Washington Post охарактеризовала позицию Байдена по выводу войск как “вызывающую и оборонительную”, обвинив американского лидера в “холодном подходе к афганскому фиаско”. В действительности нынешняя позиция Байдена полностью соответствует его давней убежденности в необходимости вывода войск из Афганистана, которая впервые была сформулирована во время его пребывания на посту вице-президента в администрации Обамы.
Это отражает мнение Байдена о том, что американская поддержка и помощь никогда не должны восприниматься как должное и не могут продолжаться бесконечно для стран, которые оказываются неготовыми или неспособными использовать их должным образом. Президент США неоднократно заявлял, что каждая страна, в которую Америка вкладывает свои финансовые, дипломатические, военные и политические ресурсы, имеет ограниченное окно, в котором она должна оправдать эти инвестиции или столкнуться с пересмотром стратегии США.
Что касается Ирака и Афганистана, мышление Байдена, похоже, выкристаллизовалось некоторое время назад. Американский лидер, похоже, решил, что у обеих стран было более чем достаточно времени и возможностей, чтобы должным образом воспользоваться американской поддержкой и помощью, но они этого не сделали. Это напрямую привело к нынешнему фиаско в Кабуле.
На фоне растущего давления и язвительной критики в адрес его действий по выводу войск из Афганистана Байден отстаивает принципы, лежащие в основе его решения. “Еще один год или пять лет военного присутствия США ничего не изменит, если афганские военные не смогут или не захотят удержать свою страну”, — заявил Байден 14 августа, когда восставшие силы Талибана готовились взять под контроль Кабул. “И бесконечное американское присутствие в центре гражданского конфликта другой страны было для меня неприемлемо”.
Вопрос, который сейчас задают некоторые в Киеве, заключается в том, не имеет ли Байден на уме аналогичную дату прекращения поддержки и помощи США Украине. Они задаются вопросом, заслуживает ли Украина, по мнению Байдена, дальнейшей поддержки США, или же президент США считает, что Украина уже имела свой шанс и не смогла им воспользоваться?
Нет никаких свидетельств того, что терпение США в отношении Украины в настоящее время находится на исходе. Не стоит также проводить прямых сравнений между совершенно разными ситуациями в Афганистане и Украине. Тем не менее нынешняя картина двусторонних отношений далека от идеальной.
Байден хорошо знаком с украинскими делами, поскольку много лет отвечал за украинский вопрос в администрации Обамы. В этот период он вложил значительное количество личной энергии и политического капитала в преобразование страны после революции на Евромайдане 2014 года.
После возвращения в Белый дом четыре года спустя Байден столкнулся с тем, что многие ключевые украинские реформы, за которые он ранее выступал, продвигаются весьма скромными темпами, а по ряду крупных антикоррупционных инициатив наблюдается явный откат назад.
Важно отметить, что Украина добилась значительных успехов в ряде областей, таких как реформа и модернизация вооруженных сил и органов безопасности. Действительно, в некоторых областях реформ Украина, можно сказать, достигла сравнительно хороших результатов, особенно учитывая значительно отличающиеся суммы, вложенные в Афганистан и Украину. Хотя это и обнадеживает, нельзя не признать, что сегодняшняя Украина все еще далека от достижения тех решительных преобразований, о которых говорил сам Байден и американские сторонники этой страны.
Тревога Украины по поводу событий в Афганистане усилилась после недавнего решения США ослабить санкционное давление на российский газопровод “Северный поток-2”. Этот проект энергетической инфраструктуры уже давно рассматривается как геополитическое оружие, направленное в первую очередь против Украины, и ранее встречал сильную двухпартийную оппозицию в Вашингтоне. Ситуация резко изменилась в конце мая, когда Байден объявил о смягчении позиции США в рамках усилий по восстановлению связей с партнером России по трубопроводу, Германией. Этот шаг вызвал значительное недовольство в Киеве и поднял вопросы о месте Украины в приоритетах внешней политики Америки.
Как отмечают многие в Киеве, отношения Украины с Америкой далеки от того высокого уровня, который был характерен для участия США в Афганистане. Действительно, мало кто ставит под сомнение способность украинских военных защитить Украину в одиночку, если потребуется. Тем не менее характер вывода американских войск из Афганистана вызвал тревогу по всей Украине и послужил тревожным звонком для всех, кто все еще верит, что на поддержку Запада можно рассчитывать до бесконечности.