В настоящее время спровоцированный Россией кризис безопасности вокруг Украины грозит перерасти в тотальную оккупационную войну. Вопреки всем голосам разума, военные силы России, насчитывающие более 130 000 человек, могут быть в нескольких днях от нападения на Украину.
Невероятно, что это происходит в Европе в 2022 году. То, что может произойти в ближайшее время, войдет в историю как одна из самых трагических страниц этого века. Как информируют Экономические новости об этом пишет The Kyiv Independent.
Оккупация большей части Украины, крах молодой демократии, миллионы беженцев, бегущих на запад, убийства, пророссийский марионеточный правитель в Киеве, смерть всех надежд и мечтаний украинского народа.
Многим в мире кажется, что Украина обречена. Но я отказываюсь признать, что ситуация настолько проста. Это не потому, что я слепо отрицаю опасность.
В этой сложной реальности наш путь к катастрофе не будет таким прямым и неизбежным, каким его иногда представляют зарубежные и пророссийские СМИ.
Другими словами, падение Украины не предопределено – по крайней мере, до тех пор, пока народ не примет его без борьбы.
Возможно, мы в Украине стоим у ворот ада, но и Россия столкнется с кошмаром. Миллионы событий могут пойти не так, и очередная “блестящая маленькая война” Кремля превратится в общенациональную катастрофу для России.
Сейчас не 2014 год, когда Россия застала Украину врасплох. Украина больше не является легкой добычей.
Опубликованные в СМИ карты, на которых изображены гигантские стрелы многоцелевых ударов России по украинским городам, выглядят пугающе. Но их не следует воспринимать буквально.
Проблема в том, что, например, в рамках своего броска между Беларусью через Чернобыльскую зону в Житомир (как предсказывают многие зарубежные СМИ), российским войскам пришлось бы пройти сотни километров густых лесов и болот. Согласитесь, это не самая лучшая полоса для предполагаемого блицкрига.
Кроме того, под Житомиром россиянам пришлось бы иметь дело со знаменитой 95-й воздушно-десантной бригадой, одним из лучших боевых соединений Украины.
К югу от Киева, в Белой Церкве, находится 72-я механизированная пехотная бригада – одно из самых закаленных в боях и отважных формирований Украины, с которым я провел некоторое время в окопах Донбасса.
В Днепре российские войска могут рассчитывать на горячий прием легендарных 93-й механизированной и 25-й воздушно-десантной бригад. В Николаеве на страже порядка стоит 79-я воздушно-десантная.
Страшные карты вторжения, опубликованные в западных СМИ, почему-то не упоминают обо всем этом.
А ведь мы касаемся лишь нескольких формирований из почти 250-тысячной армии Украины, плюс около 50 тысяч военнослужащих Национальной гвардии, многие из которых имеют реальный тяжелый боевой опыт 2014-2015 годов. Добавьте к этому десятки тысяч закаленных в боях ветеранов в гражданской жизни, которые также знают, что делать, если наступит худшее.
В 2014 году, когда Россия захватила Крым и начала войну на Донбассе, нация была обезглавлена и дезорганизована, а вооруженные силы едва существовали как организованный институт.
Тем не менее украинское общество создало десятки самоорганизованных добровольческих батальонов из бывших таксистов и программистов, которые яростно сражались, часто одеваясь в кроссовки и охотничье обмундирование.
Украина уже однажды доказала, что она может самомобилизоваться и сражаться. Только попробуйте представить, что произойдет, если Россия развяжет тотальную войну. По оценкам, в Украине может оказаться от 500 000 до 1 000 000 вооруженных мужчин и женщин.
Не забывайте, что украинские бойцы будут воевать на своей земле – в отличие от их российских противников, многие из которых будут вывезены с Дальнего Востока России. Я не рекомендую недооценивать ярость обреченных, сражающихся за свои семьи и свои дома.
Думать, что российские танки доберутся до Киева за пару часов, как Ford Focus по хорошему шоссе, ошибочно.
Это правда, что украинские военные все еще полны недостатков и проблем. Но моральный дух очень высок, организация сильна, а командный состав под руководством генерал-лейтенанта Валерия Залужного – лучший, чем когда-либо с начала войны.
Точно так же, как никогда раньше, сильны отношения между военными и Министерством обороны, возглавляемым Алексеем Резниковым.
Правда, Россия, конечно, будет пользоваться полным превосходством в воздухе и начнет свое наступление с разрушительных ракетных ударов – слабой противовоздушной обороне Украины будет трудно им противостоять.
Но даже здесь есть возможное противоядие.
Самый простой вариант – использовать тактику малых групп. Проще говоря, украинские военные и военизированные формирования могут разделиться на небольшие отряды, едва заметные для вражеской разведки.
Они измотают русских внезапным преследованием, нанося удары, казалось бы, из ниоткуда. Они нарушат российские цепочки поставок, увязнув в долгой и чрезвычайно жестокой войне, в которой никто не хочет участвовать.
Пришло время упомянуть и о предоставленном Западом современном противотанковом и зенитном вооружении. За каждой развалиной, деревом и травинкой может стоять украинский отряд с пусковыми установками, готовый превратить российские бронетанковые колонны в дымящиеся груды металлолома.
Умный план блицкрига, как это обычно бывает в истории, оказался бы умным только на картах военных штабов. И время было бы на нашей стороне.
Западные СМИ иногда удивляются, почему украинцы не сходят с ума и не начинают паниковать. Дело в том, что перед лицом серьезной угрозы население в целом сохраняет спокойствие и стабильность.
Хотя масштабная психологическая операция России беспокоит международные дипломатические и деловые круги в Украине, она не достигает своей цели – деморализовать и разделить украинское население.
Это просто уже не 2014 год.
Обратите внимание, что никто даже не упоминает о старой концепции “Новороссии”, простирающейся от Одессы до Харькова. После восьми лет войны на Донбассе пророссийские настроения в Украине ниже, чем когда-либо.
Само собой разумеется, что тотальная война заставит Россию столкнуться с 40 миллионами разгневанного населения, распределенного по стране размером с Францию. Согласно опросу, проведенному 15 февраля, 58% украинцев заявили, что готовы оказать сопротивление российской оккупации, 37% из них сказали, что хотели бы взять в руки оружие. Решительность украинцев растет: в декабрьском опросе эти цифры составляли 50% и 33% соответственно.
По оценкам украинских военных и многих специалистов в области обороны, российских военных сил, насчитывающих более 80 батальонных тактических групп, или почти 130 000 человек, сосредоточенных вблизи Украины, в Беларуси и на оккупированных территориях Украины, даже близко не достаточно для полной оккупации страны.
А без оккупации любые планы по установке пророссийского марионеточного правительства в Киеве просто нереальны. Без постоянного, неограниченного военного присутствия России у такого коллаборационистского руководства не было бы ни единого шанса продержаться на Украине даже один день.
Если Путин примет решение о вторжении, российская нация также столкнется с ужасающей перспективой.
Десятки тысяч солдатских гробов, возвращающихся во все уголки России, сокрушительные экономические санкции, напрямую влияющие на жизнь обычных людей, полная политическая изоляция и статус страны-изгоя, ведущей открыто агрессивную завоевательную войну.
Это не будет война на Донбассе, где российские десантники были убиты в Дебальцево и похоронены тайно, а их семьям заплатили за молчание. И это не будет Сирия с участием наемников Вагнера, до которых никому нет дела.
Кроме того, война России против Украины стала бы “нулевой точкой” глобального экономического кризиса, затронувшего многие отрасли промышленности – от авиаперевозок до газа и нефти. Она вызовет дефицит продовольствия по всему миру, отрезав людей от обильных урожаев Украины.
Учитывая только эти основные факторы, полномасштабное российское вторжение похоже на уравнение с таким количеством неизвестных переменных, что его исход невозможно предсказать.
Ситуация, при всей ее сложности, оставляет Украине много возможностей для противодействия России при любом сценарии.
Другими словами, даже если Россия бросит свои армии на Украину, ничего не будет кончено. Ни одно поражение или катастрофа не будут окончательными.
Даже если Путин распрощается с последними крупицами здравого смысла и завтра отдаст приказ военным атаковать Украину – можем ли мы быть уверены, что российские военные, и особенно кремлевский внутренний круг мультимиллиардеров, с радостью бросятся его исполнять?
Генерал Валерий Герасимов, начальник Генерального штаба России, знает, что подобные действия были бы катастрофой. Для российских миллиардеров, стоящих за троном, со всеми их китчевыми особняками в Лондоне, виллами на французской Ривьере, роскошными апартаментами в Майами, детьми в Оксфорде и миллиардами в швейцарских банках, это последнее, чего они хотели бы.
Уверены ли мы, что они не устроят тихий дворцовый переворот, чтобы спасти то, что они украли у российского народа, если кремлевский безумец решит совершить свою худшую ошибку?
Для Украины ничего не предопределено, даже если худшее еще впереди.