Мир

Последствия “Северного потока-2” для экономики Украины: Взгляд из Киева

Соединенные Штаты и Германия пообещали использовать свое влияние для противодействия российской агрессии и укрепления энергетической безопасности Украины, несмотря на реализацию проекта "Северный поток-2". Но является ли это соглашение юридически обязывающим и выполнимым?

Новый газопровод “Северный поток 2”, строительство которого завершено на девяносто восемь процентов, должен быть полностью построен к концу августа 2021 года. Как информируют Экономические новости, об этом пишет The National Interest.

Большая часть западного мира рассматривает этот проект как российский стратегический трюк, направленный на расширение своего влияния в Европе за счет доминирования в поставках энергоносителей и получения дополнительных рычагов влияния на своих ближайших соседей, особенно на Украину.

После нескольких раундов мягких санкций США в отношении судов, организаций и физических лиц, участвующих в проекте, Вашингтон и Берлин 21 июля 2021 года достигли соглашения, которое в основном позволяет завершить строительство “Северного потока – 2”. Российская государственная газовая компания “Газпром” приветствовала этот шаг, заявив, что “Северный поток – 2” является результатом успешного опыта строительства и эксплуатации первого газопровода “Северный поток”.

В сценарии, при котором Россия использует энергию в качестве оружия и/или продолжает агрессивные действия против Украины, Германия обязана ввести санкции, которые ограничат экспорт российского газа в Европу.

Согласно этому соглашению, Украина, а также Европа получат 200 миллионов евро на обеспечение безопасности и устойчивой энергетики, а Германия должна использовать все свое влияние, чтобы гарантировать продолжение транзита российского газа через Украину до 2034 года.

Многие украинские эксперты и политики согласны с тем, что продолжение транзита российского газа через Украину является жизненно важной гарантией, предотвращающей более агрессивные шаги России против Украины. Однако возможность выполнения этого соглашения остается под вопросом, поскольку Сергей Нечаев, посол России в Берлине, недавно заявил, что соглашение между США и Германией не является юридически обязывающим.

С началом эксплуатации нового газопровода Украина может серьезно пострадать. Если Россия будет поставлять свой газ в Европу в обход Украины, Украина потеряет два миллиарда долларов ежегодной платы за транзит. В свою очередь, отрезание Украины от транзитного маршрута открывает для России возможности для расширения своих военных “инициатив” на украинской территории. Россия вряд ли сдержит свое слово о продолжении транзита газа после 2024 года, учитывая высказывание Путина в начале июня о том, что Украина должна проявить “добрую волю”, чтобы сохранить транзит российского газа.

Чтобы смягчить эти угрозы, Украина должна избегать зависимости от какой-либо третьей стороны и искать пути решения своих проблем самостоятельно и как можно скорее. Хорошим знаком является то, что “Нафтогаз” работает над организацией Украинского газового инвестиционного конгресса (УГИК), который пройдет 20-22 октября в Киеве.

“У Украины нет другого выбора, кроме как действовать как можно быстрее. Помимо потери двух миллиардов долларов ежегодного дохода от транзита российского газа в ЕС, Украине угрожает значительное ослабление ее безопасности”, — считает президент Института демократии и развития “ПолитА” Екатерина Одарченко. Она убеждена, что после прекращения транзита газа Москву больше не будут сдерживать опасения повредить украинский магистральный газопровод, и военная угроза для Украины значительно возрастет.

Учитывая необходимость энергетического перехода от ископаемых видов топлива и принимая во внимание текущие прогнозы мирового потребления энергии до 2050 года, общая картина для природного газа, наиболее экологически чистого ископаемого топлива, выглядит неизменной без существенных сдвигов между 2025 и 2050 годами, однако потребление возобновляемых источников энергии быстро растет.

В свете этого энергетического перехода и того, что мощности подземных газовых хранилищ Украины являются одними из крупнейших в Европе, страна должна сосредоточить свои усилия на увеличении собственной добычи природного газа и развитии потенциала для работы на альтернативных источниках энергии, что приблизит Украину к Европе, повысив энергетическую безопасность как для нее самой, так и для ее европейских партнеров.

Кроме того, как предложил украинский независимый эксперт в области энергетики Валентин Землянский, руководство Украины должно найти пути сотрудничества с Германией в использовании украинской газотранспортной системы (ГТС) в водородных проектах, тем самым разработав способы модернизации украинских газопроводов, снижения тарифов на газ для населения и уменьшения затрат на содержание газовой инфраструктуры.

Елена Каденко