Внезапное контрнаступление Украины, начавшееся 6 сентября, продолжает сокрушать российскую военную группировку на северо-востоке страны. Утром 11 сентября главнокомандующий Вооруженными Силами Украины Валерий Залужный заявил, что за 11 дней украинские войска отвоевали более 3 000 квадратных километров. Это гораздо больше, чем Россия захватила за несколько месяцев напряженных боев с апреля. По другим данным, эта цифра может составлять почти 9 000 квадратных километров, что примерно равно площади Кипра.
Повсюду появляются многочисленные свидетельства о паническом отступлении российской армии, об окруженных подразделениях и большом количестве брошенной военной техники. Взятие двух логистических центров, Изюма и Купянска, фактически положило конец грандиозным планам России по захвату всего Донбасса, восточного региона Украины. Это также открывает перспективу возвращения Украине таких городов, как Северодонецк, которые Россия отвоевала только после многих месяцев кровопролитных боев. Об этом пишут Экономические новости со ссылкой на The Economist.
Разгром российских подразделений, который Кремль нелепо называет “перегруппировкой”, говорит о том, что семимесячная война, возможно, достигла переломного момента. Контрнаступление в Харьковской области, безусловно, застало российское верховное командование врасплох. Оно началось 6 сентября, после двух дней интенсивного артиллерийского обстрела, с операции по взятию города Балаклея. В течение следующих трех дней легкие подразделения прорвались на восток, захватив Купянск, крупный железнодорожный и автомобильный узел.
К 10 сентября Изюм, еще один важный центр, расположенный неподалеку, был взят после того, как большинство российских войск постыдно, в спешке бежало на восток. Бои продолжались до утра 11 сентября, но карта, опубликованная Министерством обороны России в тот же день, указывала на то, что российские войска были отброшены практически со всей Харьковской области на новую оборонительную линию вдоль реки Оскол. Неясно, как долго продержится это новое положение, поскольку украинские части продолжают продвигаться дальше на восток.
Контрнаступление Украины зависело от его способности лишить российские военные самолеты возможности свободно проникать в районы, близкие к линии фронта. Это стало возможным благодаря новым противорадиолокационным ракетам, системам коммуникаций и зенитным орудиям, поставленным американцами, рассказал военный источник. Но, по его словам, успех также был достигнут благодаря “хитроумному” плану. Украинцы намеренно сократили количество тяжелого вооружения в составе ударной группировки, а в первоначальном прорыве на Балаклею, согласно российским сообщениям, участвовало всего 15 или около того танков. На самом деле, это была уловка, чтобы создать впечатление, что атака была ложной, направленной лишь на то, чтобы сковать российские силы и не дать им передислоцироваться для защиты от предполагаемого главного контрнаступления на юге, в Херсонской области. Российское верховное командование это проспало. “Они всегда смотрели на нас как на младшего брата”, — говорит источник. “Пришло время заставить их уважать нас”.
На одном из этапов украинские подразделения двигались настолько быстро, что высокопоставленные чиновники даже не знали, как далеко они успели продвинуться. Аналитикам, отслеживающим конфликт из открытых источников, пришлось ежечасно перерисовывать свои карты. Сергей Гайдай, губернатор Луганской области Украины, сказал, что, по его мнению, это лишь “вопрос времени”, когда украинские войска пересекут реку Донец и войдут в Сватово, Рубежное, Лисичанск и Северодонецк – города в северной части Луганской области, которую Россия захватила полностью в начале июля.
Россияне и местные коллаборанты уже “бегут”, отметил он. “Их ряды просто разваливаются”. Но следующие шаги Украины будут “взвешенными”, рассчитанными так, чтобы избежать потерь, пообещал он. Далее, по словам Олега Жданова, бывшего офицера оперативного отдела Генштаба Украины, военное руководство Украины постарается развивать наступление более медленными темпами. “Мы должны укрепить позиции и подтянуть тылы. Опасно действовать слишком быстро”.
Высказываются предположения, что Украина может воспользоваться растерянностью российских войск, чтобы нанести удар в другом месте: либо усилив контрнаступление на Херсон, где продвижение продолжается фрагментарно, либо открыв третий участок наступления в другом месте. Пока неизвестно, готова ли у Украины для этого полноценная третья группировка. Украинские генералы мало что говорят, а военный источник сохраняет осторожность. По его словам, Украина мобилизовала людей, но “дал ли нам Запад достаточно техники – вопрос открытый”.
Некоторые полагают, что Украина может открыть еще один фронт в Запорожской области, с дерзким наступлением на юг, к Азовскому морю, чтобы лишить Путина и его недоармию сухопутного коридора в оккупированный Крым. Некоторые украинские чиновники настаивали на таком наступлении, но в итоге остановились на херсонском направлении. Г-н Жданов считает, что более вероятным является то, что оперативный резерв будет переброшен в район Изюм-Луганска, чтобы обеспечить дальнейшее продвижение украинских войск.
Наступление Украины застало Кремль врасплох и заставило его метаться в поисках ответных мер. Военные российские блоггеры, поддерживающие войну, в ярости от унижения России. Они обвиняют в унижении российской армии генералов, министра обороны Сергея Шойгу и, все чаще, самого Путина. Игорь Гиркин, ультранационалист, возглавлявший наступление российских войск на Донбассе в 2014 году, предсказал полное поражение российских войск. “Мы уже проиграли, все остальное – вопрос времени”, — сказал он своей почти полумиллионной аудитории в Telegram, платформе, популярной среди российских военных наблюдателей. Майкл Кофман, эксперт аналитического центра CNA, отметил, что качество российских войск резко падает, а те, кто находится в бою, не ротируются достаточно долго. Они истощены. “У них нет людских ресурсов для поддержания этой войны”, — заключил г-н Кофман.
Г-н Путин, тем временем, кажется, не замечает этих проблем. Пока украинцы сражались за Изюм 10 сентября, он продолжал заниматься открытием огромного колеса обозрения на ВДНХ и тематического парка сталинской эпохи в Москве. Колесо обозрения стало самым большим в Европе, сказал г-н Путин, идеальным местом для семейного отдыха. Недовольные российские блогеры раздраженно заметили, что линия фронта сместилась так далеко на восток, что ее теперь прекрасно видно с высоты. При этом Путин ничего не сказал о поражениях на поле боя. А Сергей Лавров, министр иностранных дел России, излучал спокойствие и уверенность. Россия открыта для переговоров, сказал он российскому телеканалу, но оппоненты “должны понимать, что чем дольше они откладывают этот процесс, тем сложнее им будет вести с нами переговоры”.
На данный момент лидеры Украины считают, что переговоры лучше всего вести на поле боя. Выступая 10 сентября на Ялтинском форуме европейской безопасности, встрече международных дипломатов, экспертов и политиков в Киеве, президент Украины Владимир Зеленский выразил разочарование тем, что некие западные лидеры уговаривают его пойти на сделку с Путиным. Он не намерен идти на уступки. “Некоторые лидеры подталкивают нас к бесполезным обнимашкам”, — сказал он. “Нет, мы не можем позволить себе остановиться”.