Мир

Четыре способа, с помощью которых США могут сдержать Путина от вторжения в Украину

Когда в 2009 году я стал верховным главнокомандующим войсками Организации Североатлантического договора, альянс был сосредоточен на войне в Афганистане. Но одна из первых высокопоставленных делегаций прибыла из Эстонии, Латвии и Литвы для обсуждения России.

Я никогда не забуду тон их голосов, когда они рассказывали о злонамеренности российского президента Владимира Путина. Они смотрели на ситуацию сквозь время, поскольку прошли свой путь, когда их страны были частью Советского Союза. Об этом пишет Джеймс Ставридис, адмирал ВМС США в отставке, бывший верховный главнокомандующий НАТО, информируют Экономические новости.

Все трое убедительно доказали, что вторжение России в Грузию в 2008 году было генеральной репетицией дальнейших операций против демократических стран, граничащих с Россией. Поэтому мы переписали военные планы альянса на случай такой возможности, значительно увеличив уровень поддержки США для Восточной Европы.

В то время я считал Украину вероятной целью – близкого партнера НАТО, но не фактического члена. И в 2014 году путинские военные вошли в Украину и захватили Крым и часть Донбасса.

Семь лет спустя Путин снова готовит силы для удара по Украине, стремясь полностью разрушить ее отношения с Западом. Какие лучшие инструменты могут использовать США и европейские демократии для его сдерживания?

Первое – это разведка и стратегические коммуникации. Собирая информацию из всех источников (человеческих, электронных и т.д.), последовательно излагая ее и предавая огласке по всему миру, Вашингтон может стремиться сплотить коалицию, которая намерена добиться новых и более сильных санкций.

Хотя правительство США не может раскрывать источники и методы, оно может предоставить подробные, несекретные брифинги, возможно, министра обороны Ллойда Остина или Аврил Хейнс, директора национальной разведки. Фотографии российских войск в поле и тяжелой техники стоят тысячи слов.

Далее – кибервойна. Агентство национальной безопасности и Киберкомандование США наверняка изучают вероятные системы управления и контроля российских сил вторжения. Но полная секретность не всегда является лучшим подходом: Обеспечение того, чтобы русские могли “видеть” американские усилия, движущиеся через эту область, без раскрытия всего, что могут и будут делать США, должно помочь им понять, что вторжение не будет легким. Русские очень эффективно использовали кибератаки в ходе предыдущих нападений на Грузию и Украину. Им нужно знать, что их преимущество там будет сведено на нет.

Третий инструмент – экономический. Да, предыдущие санкции не разубедили российского лидера. Но в ходе двухчасовой беседы с Путиным во вторник Байден передал некоторые из “решительных экономических и других мер” в случае военной эскалации.

Эти меры должны включать дополнительные целенаправленные шаги всех западных демократий против высших членов ближайшего окружения Путина, ужесточение санкций против российских государственных банков и нефтегазового сектора (признавая сложность всего этого, учитывая зависимость Европы от российских энергоносителей), и гораздо более широкие вторичные санкции против компаний, ведущих бизнес в России – что начнет отрезать Путина от мировой экономики.

Наконец, администрация Байдена должна рассмотреть так называемый “адский” вариант: отключение России от международной платежной системы Swift, используемой банками всего мира, — санкция, которая помогла разрушить экономику Ирана десять лет назад.

Что касается помощи украинским военным, Пентагон предоставляет Байдену значительное меню: оборонительные, но смертоносные ракетные системы, способные остановить танки; моторизованная артиллерия и наземный транспорт для войск; современные беспилотники с ударными возможностями; основные боеприпасы; и другая материально-техническая поддержка.

Пентагон может даже передать систему противоракетной обороны для противодействия российскому оружию класса “земля-воздух”. Все это должно сочетаться с достаточным количеством американских инструкторов и стратегических советников для оказания помощи украинским военным планировщикам в оценке непредвиденных ситуаций.

Наконец, Путин не приемлет идею размещения западных войск вблизи России. Он добивается гарантий безопасности, включая обещание НАТО не расширяться на восток, в качестве цены за деэскалацию. Запад не должен на это купиться: ему следует сказать, что вторжение в Украину будет иметь обратный эффект, при этом американские войска резко увеличатся в Прибалтике, Польше, Румынии и Болгарии. Флотилия эсминцев класса Arleigh Burke ВМС США, которая в настоящее время базируется в Роте, Испания, может быть переброшена в Грецию и начать регулярные оперативные походы в Черное море.

Путин вышел за рамки банального бряцания оружием. За последние 13 лет он дважды вторгался в страны своих демократических соседей. Если позволить ему снова выйти сухим из воды, это может отбросить международную систему безопасности на десятилетия назад.

Елена Каденко