Очутиться в двух местах одновременно, посетить выдуманный мир, мгновенно перемещаться — если вам кажется все это выдумкой, значит, Вы ничего не знаете об очках и шлемах виртуальной реальности. Не так давно именно они стали проводниками в виртуальный мир.
Виртуальная реальность — штучный, созданный при помощи современных технологий мир, в котором человек чувствует себя так же, как и в реальном. Степень погружения в выдумку зависит от качества того или иного девайса. Наверное, для всех самой знакомой примитивной виртуальной реальностью является стерео или 3D кинотеатры, цель которых погружать человека в мир кино.
История этого вида кино началась еще в 1838 г., когда англичанин Чарльз Витстоун придумал демонстрационный аппарат, основанный на разнице восприятия изображения левым и правым глазом. Пик стереобума в мире выпал на 1950-тые годы, когда на «Музей восковых фигур», «Чудовище с Черной Лагуны» и «Дьявола Бвана» выстраивались огромные очереди. Позже появилась технология IMAX (разработанная группой канадских ученых), которая дала толчок новой ветке развития 3D-кино.
Технологии не стоят на месте сейчас мы можем наблюдать огромный прогресс в развитии виртуальной реальности. Почти каждый день появляется новость о выходе того или иного виртуального гаджета. Но самыми популярными пока остаются очки и шлемы виртуальной реальности.
История создания очков виртуальной реальности началась в 1961 г., когда инженеры корпорации Philco разработали первый шлем-дисплей, получивший название Headsight. Приспособление состояло из экрана и системы отслеживания, подсоединенной к замкнутой системе видеонаблюдения. Цель этого шлема состояла в использовании в опасных ситуациях — когда необходимо наблюдать за средой отдаленно, регулируя ракурс поворачиванием головы. Схожее устройство использовали и пилоты.
Позже, в 1965 году ученый Иван Сатэрланд создал новое устройство Ultimate Display, позволяющее заглянуть в виртуальный мир настолько, что человек верит в свое нахождение там. Концепция Сатэрланда звучит следующим образом: «виртуальный мир, воспроизводимый через шлем-дисплей, должен казаться реальным любому наблюдателю». Это и послужило толчком для дальнейших разработок. И в 1966 г. этот же ученый создал новый шлем, который уже присоединялся к компьютеру, а не к камерам, как было раньше.
Первой полноценной системой виртуальной реальности стала «Aspen Movie Map», сконструированная специалистами Массачусетского Технологического Института: пользователь мог виртуально прогуляться по городу Аспен, выбирая при этом способы отображения местности. Долгие годы развитие «виртуальной реальности» происходило тайно: ее изучали в центрах NASA, Министерстве обороны США и ЦРУ. Первые достижения в этой отрасли науки использовали главным образом в целях обучения пилотов.
И только в XXI веке человечество стало готовым погрузиться в виртуальную реальность нового поколения. Современные очки либо шлемы виртуальной реальности состоят из одного или нескольких дисплеев (на которые выводятся изображения для левого и правого глаза), системы линз (для корректировки изображения), системы трекинга (для отслеживания ориентации в пространстве). В основном, системы трекинга создают на основе гироскопов, акселерометров и магнитометров. Все это делает шлем пригодным для игр с погружением или панорамного видео — кино, которое идет вокруг вас, а вы можете оглядываться по сторонам, как в жизни.
С 2012 г. на рынок начали выходить десятки команд, разрабатывающие свои очки виртуальной реальности, среди которых: Oculus VR, Sony, Microsoft, Carl Zeiss, Samsung, Razer и HTC. Давайте посмотрим на характеристики самых популярных современных очков-шлемов виртуальной реальности.
Oculus Rift
Впервые об очках Oculus Rift стало известно на выставке Electronic Entertainment Expo 2012 года — именно тогда один из разработчиков Джон Кармак продемонстрировал первое поколение шлема виртуальной реальности на базе LCD дисплея с диагональю 5,6 дюйма, совмещенного с парой линз, которые позволяли получить стереоскопический эффект с полем зрения в 90 градусов по горизонтали, а также 110 градусов по вертикали.
Позже компания Oculus VR выпустила несколько версий шлема:
— первая версия для разработчиков Oculus Rift DK1 (основная цель состояла в интеграции видеоочков в разные игры);
— вторая версия для разработчиков Oculus Rift DK2 (данная версия отличается экраном от смартфона Samsung с частотой обновления изображения в 75 Гц, вместо 60 Гц, добавлены ИК-светодиоды для отслеживания места в пространстве);
— третья версия для разработчиков Oculus Rift Crescent Bay (имеет более высокое разрешение экрана, меньший вес и встроенные съемные аудионаушники);
— потребительская версия Oculus Rift CV1 (оснащена улучшенным трекером и экраном).
25 марта 2014 г. компания Oculus VR была приобретена Facebook за $2 млрд. Марк Цукерберг объявил, что видит в Oculus Rift и устройствах виртуальной реальности основу для нового поколения компьютерных технологий, которое идет на смену смартфонам. По состоянию на март 2016 г. потребительская версия очков виртуальной реальности Oculus Rift CV1 стоила около $600. Причем в одни руки продают не больше одного комплекта.
Microsoft HoloLens
Гарнитура виртуальной реальности HoloLens от Microsoft впервые была продемонстрирована на выставке Build 2015. Это приспособление кладет конец простой и скучной реальности, а на смену вводит эру голограмм. Эти очки сами по себе являются носимым мини-компьютером, не требующим никакой привязки к внешним устройствам: не нужны ни камеры, ни компьютер, ни провода.
Работают очки следующим образом: перед глазами находится полупрозрачный экран, на который и подаются видимые объекты, не мешающие, тем не менее, реальному обзору — и создающие полную иллюзию реального присутствия. Звук отличается реалистичностью — очки имитируют звучание, исходящее от конкретного объекта в пространстве. HoloLens умеет понимать жесты и голосовые команды: можно располагать в пространстве окна, менять размер, листать страницы, подкручивать громкость и так далее.
Цена на очки Microsoft HoloLens составляет около $3000.
Sony Project Morpheus (PlayStation VR)
Целью компании Sony было создание прогрессивного шлема виртуальной реальности для консоли PlayStation 4, что и удалось воплотить в реальность — 18 марта 2014 г. на выставке GDC компания представила свой гаджет. Разработчики надеются, что созданный шлем изменит будущее игр.
Sony Project Morpheus обладает довольно впечатляющими характеристиками – 1080p OLED дисплеем, углом обзора 90+ и возможностью симуляции до 60 виртуальных источников звука.
На данный момент шлем еще не поступил в продажу, Sony обещает открыть продажи в октябре 2016 г. по цене $399. Такое решение объясняется тем, что компания желает нарастить как можно больше игр для старта.
HTC Vive
Разработанный компаниями HTC и Vive шлем виртуальный реальности впервые был представлен в 2014 году. А вот в продажу девайс поступил совсем недавно — 5 апреля 2016 г.
По заявлениям разработчиков, экран использует частоту обновления в 90 Гц. При этом шлем оснащен двумя экранами с разрешением 1080×1200. В устройстве используется множество датчиков, в частности: гироскоп MEMS, акселерометр, лазерные датчики позиционирования.
Цена HTC Vive на данный момент составляет около $800.
Очки виртуальной реальности продемонстрировали, в очередной раз, что все новое – хорошо забытое старое. Только сейчас человечество «дозрело» к такому виду технологий. Компании верят в поддержку разработчиков игр и приложений, и надеются, что в скором будущем киберпространсво обретет свою полноценную нишу в повседневной жизни.