Грузия подает Украине пример успешного поиска союзников в преодолении сепаратистских движений
Турция и Грузия перешли к обсуждению деталей двустороннего соглашения о реабилитации грузинских храмов в Турции и мечетей — в Грузии. Согласно проекту, Турция обязывается реставрировать четыре православных храма в исторической грузинской области Тао-Кларджети, ныне принадлежащей Турции. Параллельно на территории Грузии силами той же Турции будут возобновлены и три мусульманских мечети, а одна — в Батуми — построена заново. Осуществление проекта запланировано на пять лет. Идея реставрационного обмена ожидает своей реализации с 2008 г. Переговоры по ней срывались по вине грузинской стороны. Противников восстановления мусульманских святынь в республике, как и за ее пределами, достаточно и сегодня, несмотря на решимость официального Тбилиси сделать это.
Оформленный в декабре 2010 г. протокол свидетельствует, что восстановление мечетей планируется в автономной республике Аджария, а также в исторической области Самцхе-Джавахети. По статистике, 30% населения Аджарии составляют мусульмане. А Самцхе-Джавахети известна как территория, где, согласно переписи 2002 г., проживает 54% армян. Кроме того, входящую в состав края Месхетию заселяли турки-месхетинцы до их депортации в 1944 г. Сейчас большая часть месхетинцев позиционирует себя как грузины-мусульмане, тем не менее вернуться в Грузию в начале 90-х не удалось из-за противоречивой политики первого президента страны Звиада Гамсахурдиа. Как следствие, сегодня в Месхетии всего 2,8% мусульман.
Представители мощной армянской общины в Самцхе-Джавахети периодически выступают с политическими и культурными инициативами, которые в Тбилиси воспринимаются как угроза территориальной целостности Грузии. И тут турецкие религиозно-культурные проекты очень кстати. Турки могут помочь грузинам восстановить межэтнический и межрелигиозный баланс на юге страны. Сами грузины утверждают, что проблем с армянами на бытовом уровне в стране не существует. Ни в Тбилиси, ни на юге. Армяне в большинстве своем заинтересованы в развитии своего бизнеса, а разговоры о том, что грузинская Джавахети на самом деле — армянский Джавхк, ведут немногочисленные, но агрессивные группы сторонников реставрации «Великой Армении». Следует заметить, что армянских сетевых изданий, атакующих Грузию, в интернете немало. Примером культурной и политической агрессии виртуальных и реальных армян являются многочисленные заявления о том, что в Турции будут отреставрированы не грузинские, а армянские храмы. А цель Турции будто бы убить двух зайцев: и разжигать протурецко-мусульманские настроения на юге страны, и отторгнуть национальные святыни армян. Следует заметить, что претензии армян чуть ли не на все христианские храмы Закавказья — одна из составляющих армянской политики.
Впрочем, говорить о реальном усилении мусульманского влияния на юге Грузии преждевременно. В большинстве своем грузины-мусульмане не соблюдают требований своей религии, едят свинину и пьют вино. Кроме того, в Аджарии идет активная христианизация молодежи. Тревожные заметки об обращении молодых мусульман в христианство можно встретить и в турецкой прессе. В связи с этим среди проживающих в Турции аджарцев участились призывы к возвращению на историческую родину. В каждом случае дружественные отношения Грузии с Турцией а также эффективные реформы последних лет способствуют быстрому притоку турецкого капитала в Аджарию.
Восстановление Турцией мечетей в Аджарии и Самцхе-Джавахети, а также грузинских православных храмов на ее территории воспринимается в Тбилиси как культурный проект. «Возобновление мечетей не должно повлиять на укрепление мусульманской общины в стране радикальным образом. Большинство жителей Аджарии уже давно крестились (еще во времена национально-освободительного движения), кроме того, мечети не будут действующими, а будут использоваться как туристические достопримечательности, так же, как и церкви на территории Турции»,— сказал «i» грузинский политолог Гела Васадзе.
Можно утверждать, что грузинский опыт противодействия армянскому сепаратизму при одновременном налаживании межгосударственного сотрудничества с Турцией интересен и полезен для Украины. Киев имеет в Крыму проблему, схожую с той, что решает Тбилиси в Самцхе-Джавахети. При этом украинское государство в автономии имеет союзников — крымских татар. Они этнически близки туркам и, как и жители этой страны, исповедуют ислам. Именно представители этого крупнейшего коренного этноса Крыма могут выступить и посредниками в деле интенсификации диалога Киева с Анкарой, и силой, способной противодействовать пророссийским сепаратистским организациям полуострова.