Государство

Крым в крестах

Милиция под Феодосией остановила дубинками казаков с крестом

Крымские власти обещают и в дальнейшем жестко пресекать попытки нарушать закон и манипулировать религиозными символами в политических играх.

«Акция, произошедшая под Феодосией, нужна только зачинщикам и их заказчикам, стремящимся превратить религию в инструмент ненависти и раздора»,— заявил председатель Совета министров Крыма Василий Джарты. Впрочем, политик не стал конкретизировать свои утверждения относительно предполагаемых заказчиков. Он повторил традиционные для украинских политиков, находящихся у власти, слова о стремлении жителей Крыма к межнациональному и межкультурному диалогу.

У казаков Крыма, которые называют себя наследниками традиций украинского протогосударства Запорожская Сечь, но при этом однозначно ориентированы на Россию, диалога с властями на этот раз не вышло. Около 100 казаков решили установить так называемый поклонный крест недалеко от въезда в Феодосию. История эта началась в первых числах мая. Тогда казаки без благословения представителей Крымской епархии Украинской православной церкви (Московского патриархата) пытались установить христианский религиозный символ. Но этому воспротивились представители местной мусульманской общины.

По словам феодосийского имама Наримана Кероглу, мусульмане выступали не против креста как такового, а против нарушения ранее достигнутых договоренностей между духовными лидерами крымских православных и мусульман. «Мы договорились, что подобные действия не будут предприниматься без предварительного совместного обсуждения. Нарушение соглашения может повлечь рост межнациональной напряженности. А в этом случае с нами никто не посоветовался»,— сказал «i» господин Кероглу. После бурного обсуждения ситуации представителями православных и мусульман Совмин Крыма обратился в суд, который и запретил установку поклонного креста при въезде в Феодосию. Установленный незаконно четырехметровый крест демонтировали. Казаки решили игнорировать запрет и водрузить его на место, ради этого пошли на силовое противостояние с милицией и внутренними войсками. Результаты драки — разбитые головы и поврежденные конечности, а также задержанные казаки. На момент подготовки номера руководство феодосийского полка Международного союза казаков, которые дрались с милицией, было недоступно для комментариев. Отметим, что в Крыму — около десятка конкурирующих казачьих организаций.

Бывший зампредседателя реформируемого ныне Государственного комитета по делам религий Крымской автономии Айдер Булатов отмечает, что хотя казачьи организации Крыма ориентированы на Россию, заказчиков в Москве искать не стоит. «Похоже на то, что Россия на этот раз не поддержит казаков. Пророссийские организации полуострова теряют поддержку Москвы, и казаки, думаю, здесь не исключение»,— сказал «i» господин Булатов. В качестве аргумента он привел нетипичную подачу феодосийских событий российскими телеканалами. «В России об этом говорят просто как о событии, не комментируя действий украинской милиции»,— добавил он.

А директор Украинского филиала Института стран СНГ Владимир Корнилов объясняет отсутствие комментариев феодосийского «крестного хода» российскими политиками и журналистами выходными. «В эти дни многие газеты не выходят, думаю, что комментарии будут в ближайшие дни»,— сказал «i» господин Корнилов. Он считает, что Василию Джарты следовало бы назвать «заказчиков» феодосийских событий или, по крайней мере, сообщить о них правоохранительным органам.

Заместитель председателя Меджлиса крымско-татарского народа Рефат Чубаров тем, кто ищет «заказчиков» драки под Феодосией, рекомендует читать призывы основателя православных экспертов россиянина Кирилла Фролова, в частности, призыв к православным русским Крыма — «оградить поклонными крестами все те населенные пункты Крыма, где живут православные люди». «Но в этих населенных пунктах живут люди, которые исповедуют разные религии. Неужели мы дойдем до того, что огородим каждое село и каждый город десятками христианских, мусульманских, иудейских или буддийских культовых сооружений? И разве эти ограждения будут свидетельствовать о крепости веры?» — отметил Рефат Чубаров в комментарии «i».

Айдер Булатов напомнил, что «крестоповальное» движение в Крыму началось в 2000 г. после того, как в селе Капсихор-Морское в окрестностях Судака был установлен поклонный крест. «Представители местной мусульманской общины тогда воспротивились тому, что крест был установлен над селом, господствовал над всей прилегающей территорией. Тогда было очень серьезное противостояние православных и мусульман — «стенка на стенку». Через несколько лет духовным лидерам общин удалось договориться о согласовании установки крестов культовых сооружений»,— отметил господин Булатов.

Киевский эксперт Тарас Борозенец отметил, что соглашение действует около восьми лет.

«Сейчас действует соглашение, заключенное около восьми лет тому назад между иерархами православной и мусульманской общин Крыма об отказе от установления в публичных местах религиозной символики, за исключением кладбищ и религиозных сооружений. Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь не благословлял эту акцию, не знало о ней и местное духовенство. Поэтому любые действия с любой стороны, которые нарушают эти соглашения, проводятся с нарушением украинского законодательства и не благословляются священноначалием, абсолютно неприемлемы»,— подчеркнул господин Борозенец в комментарии «i». Он также добавил, что не следует отождествлять все действия общественных организаций, действующих под православными лозунгами, с самой церковью. Эксперт отметил, что для светских организаций недопустимо выступать от имени ПЦ, поскольку на это право имеют лишь ее официальные представители. Если объединения православных действуют с согласия и с одобрения священноначалия ПЦ и не нарушают украинское законодательство, то «их действия носят позитивный характер». «Если нарушаются (эти условия.— «і»), то негативный, как ведущий к дестабилизации и не способствующий межрелигиозному диалогу… между православной и мусульманской общинами»,— добавил господин Борозенец.

derkach
Share
Published by
derkach