Причем изменения должны были вступить в силу только 1 января 2008 г. Однако депутатских голосов не хватило даже на отправку проекта на повторное второе чтение. Против голосовали регионалы и голосовавшие в первом чтении «за» коммунисты.
Автор проекта Николай Данилин (СПУ) утверждает, что в случае его принятия «за счет изменения ставок пользования природными ресурсами закон мог бы принести в доходную часть бюджета от 1 млрд. грн. до 2,5 млрд. грн.». По его мнению, на эти средства можно было бы увеличить социальную помощь ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС, а также профинансировать окончание работ на этой станции.
«Этот закон работал бы на бюджет и на правительство»,— соглашается председатель парламентского комитета по вопросам экологической политики и природопользования Валерий Кальченко (БЮТ). Он, правда, привел «i» более скромные цифры. За счет заложенного в законопроекте повышения платы за пользование водой с 0,4 коп. до 2 коп. за 1 куб. м бюджет получил бы 28 млн. грн.
По словам господина Кальченко, в ходе рассмотрения на заседании его комитета законопроект был единогласно поддержан всеми, включая восьмерых представителей Партии регионов. «Произошла нелепость. Мне кажется, что это техническая ошибка Чечетова, который командует руками (в ПР.— Авт.). Он не разобрался в сути законопроекта»,— предполагает господин Кальченко.
Сам Михаил Чечетов сказал «i», что восемь депутатов от Партии регионов, которые поддержали законопроект на заседании комитета, возможно, «прибежали на комитет на пять минут и могли не вникнуть. Установление тарифов — парафия Кабинета министров, а не парламента». Коммунисты же, по словам депутата Леонида Грача, в попытке забрать у Кабмина право утверждать нормы оплаты пользования недрами усмотрели стремление «продавать если не плодоносный слой земли, то недра», что он назвал кощунством. «Рада — орган коллективной безответственности»,— заявил он. В то же время господин Грач затруднился ответить, почему в первом чтении коммунисты поддерживали проект.
Однако зампред экологического комитета ВР Юрий Артеменко («НУ») считает, что позиция коммунистов зависела от Партии регионов. «Решение со стороны Кабмина было политическим — не упускать экономические рычаги из своих рук»,— говорит господин Артеменко. По его мнению, для поддержки законопроекта было бы достаточно голосов несостоявшейся демократической коалиции, однако, поскольку вопрос рассматривался вечером, в зале не было необходимого количества депутатов: «Почему Мороз поставил проект на конец дня, можно только догадываться». Кстати, сам спикер, в отличие от остальных социалистов (поддержавших поправки), участия в голосовании не принял.