С 1 июля до конца года председательство в Евросоюзе принадлежит Финляндии. С этой страной Украину связывает общее историческое прошлое — в свое время Финляндия также была частью Российской империи. Правда, у нее было гораздо больше свобод и, что немаловажно, никогда не было крепостного права. Сегодня финское общество — одно из наиболее успешных (и наименее коррумпированных) в Европе, финская экономика славится бурным развитием новых технологий. Например, компания Nokia эффективно продвигает имидж страны уже не одно десятилетие… В непростое для Украины время политического кризиса Чрезвычайный и Полномочный Посол Финляндии г-жа Лаура Рейниля рассказала корреспонденту «Эі» о том, как она видит наш путь к европейским стандартам экономики и политики.
— Ваше видение сценариев, по которым будут развиваться отношения между ЕС и Украиной в зависимости от внутриполитической ситуации в стране?
— У нас есть общая повестка дня — План действий «Украина — ЕС», и для начала надо выполнить его. Со стороны Евросоюза есть желание продолжать и развивать сотрудничество. Конечно, сейчас мы ждем, когда в Украине будет сформировано новое правительство, чтобы у нас был партнер для диалога.
— Можно ли ожидать, что в 2008 году Украина заключит с ЕС соглашение об ассоциации с перспективой членства?
— Со стороны Евросоюза на этот вопрос пока нет конкретного ответа. Все зависит и от того, как будет развиваться ситуация в Европе в целом, и от процессов в Украине. Мы не знаем, какой будет политика нового правительства. Я бы сегодня приветствовала практический подход к отношениям. Стоит лучше познакомиться с достижениями наших отношений и пользоваться ими. Надо просто делать все для того, чтобы получить желаемое, а не ждать обещания, что это желаемое вам предоставят. Потому что если ничего не делать, то уж точно ничего не получишь.
— Чего стоит ожидать от саммита ЕС — Украина, который должен пройти в Хельсинки осенью?
— Конечно, мы ожидаем, что саммит принесет прогресс в отношениях между Евросоюзом и Украиной. Очень важными будут переговоры о зоне свободной торговли: соответствующие договоренности станут частью будущего обновленного договора о взаимоотношениях между Украиной и ЕС, который должен быть оформлен в 2008 году. Другим важным пунктом повестки дня станут переговоры об упрощении визового режима и реадмиссии. Надеемся, что во время председательства Финляндии они будут завершены и скреплены соответствующими договорами. Мы также уверены, что обе стороны заинтересованы в эффективном внедрении меморандума о сотрудничестве в сфере энергетики, который был подписан в Киеве на саммите Украина — ЕС в декабре 2005 года.
— Могут ли переговоры о создании зоны свободной торговли между Украиной и ЕС начаться еще до вступления нашей страны в ВТО, на чем ранее настаивал глава МИДа Борис Тарасюк?
— ЕС уже готовится к этим переговорам. Мы готовы начать их формально, как только Украина присоединится к ВТО, как и было предусмотрено при вступлении в силу Плана действий «Украина — ЕС» в феврале 2005 года. Надеемся, что новое правительство как можно скорее примет меры для вступления страны во Всемирную торговую организацию. Хотя внесение необходимых изменений в законодательство сегодня кажется трудной задачей, следует вспомнить, что членство в ВТО и структурные изменения экономики, связанные с ним, со временем будут выгодными для всех. Пример развития финской экономики показывает, что более ранняя адаптация к новым экономическим реалиям способствует лучшему развитию в будущем. Так, после Второй мировой войны нам пришлось с нуля создать металлургическую промышленность — и через сорок лет мы ощутили, насколько она важна. В 1990-х, после распада СССР, Финляндия потеряла существенную часть своей внешней торговли. Тогда это казалось бедствием, хотя доля СССР в экспорте Финляндии была гораздо меньшей, чем доля Запада, — около 10%. Но из-за этого нам пришлось реструктурировать нашу экономику, 10% экспорта надо было компенсировать за счет западных рынков. Надо было закрыть или реформировать устаревшее производство, компаниям пришлось искать новые рынки сбыта для своей продукции… В краткосрочном измерении пришлось пойти на жертвы, но в долгосрочной перспективе изменения принесли прибыль.
— Каковы в целом приоритеты финского председательства в ЕС, касаются ли какие-либо из них Украины?
— Приоритетом нашего председательства будет развитие эффективности и прозрачности внутренних структур Евросоюза. Чтобы поддерживать свои национальные правительства и ощущать максимальную пользу от существования ЕС, люди должны иметь возможность четко знать, чем на самом деле занимается их правительство и на что расходуются фонды Евросоюза.
Другим нашим приоритетом будут внешние отношения Евросоюза в сфере энергетики. До сих пор энергетическая политика была исключительно внутренним вопросом стран-членов ЕС. Но сегодня, в том числе после российско-украинских газовых трений прошлой зимы, она стала предметом общей внешней политики Евросоюза. Конечно, мы хотели бы, чтобы Россия ратифицировала Европейскую энергетическую хартию. Но и без ратификации хорошо было бы, если бы Москва придерживалась принципов этого документа.
Интересным для Украины аспектом председательства Финляндии в ЕС будет также наша политика поддержки инноваций и укрепления конкурентоспособности. Двустороннее украинско-финское сотрудничество в этом направлении уже развивается. Министерство иностранных дел Финляндии вместе с ассоциацией «Укрпапір» и Международной финансовой корпорацией финансирует разработку 15-летнего стратегического плана развития украинской целлюлозно-бумажной промышленности. В рамках проекта Украина сможет получить финские ноу-хау в этой области.
— В этом году Финляндия отмечает столетие формирования самого прогрессивного на начало XX века парламента в мире: в 1905 году право избирать и быть избранными получили все мужчины и женщины старше 23 лет. По Вашему мнению, готова ли сегодня Украина перейти к парламентско-президентской форме правления?
— Я боюсь, что вы стремитесь произвести изменения слишком быстро. Развитие институций — это процесс, который требует времени и открытого разговора в государственных органах. Конечно, разные страны порой копируют законы друг друга, но мне кажется, что в данном случае вы позаимствовали иностранные идеи, которые еще глубоко не изучали. Надо, чтобы новая система была последовательной и понятной всем.
— Каков объем и тенденции развития финских инвестиций в украинскую экономику? Какие сферы в Украине финны считают наиболее интересными для капиталовложения? На что Вам жалуются те, кто уже работает в Украине, что мешает новым проектам?
— В конце июня я принимала участие в важном для финских инвесторов событии. Фирма «Конекрейнс» открыла новую производственную линию на купленном ею краностроительном заводе в Запорожье. Своей работой в Украине эта фирма показала, что можно модернизировать старые линии производства и таким образом помогать украинским предприятиям выходить на западные рынки. «Конекрейнс» также развивает сотрудничество с местным техническим вузом, так как финские компании давно заметили, что сотрудничество между вузами и промышленностью способствует инновациям.
Другие финские инвестиции в Украину связаны со строительством и производством стройматериалов: красок, лаков, стальных покрытий для крыш.
За время моей работы в Киеве довольно мало финских компаний обращались в посольство с жалобами. Думаю, те претензии, которые у них могут быть, отображены в докладах Европейской бизнес-ассоциации.
— Организация Transparency International традиционно называет Финляндию наименее коррумпированной страной мира. Предлагает ли Финляндия свой опыт честности украинским властям, провозгласившим борьбу с коррупцией в числе своих главных задач?
— Если есть заинтересованность, то мы с удовольствием поделимся нашим опытом. Конечно, сюда могут приезжать наши эксперты и давать советы, но вам решать, на какую модель ориентироваться… Полагаю, лучше, чтобы вашими консультантами были страны, прошедшие похожие с вами процессы.
— Один из приоритетов финского председательства в ЕС — развитие отношений с нашей общей непростой соседкой — Россией. Сегодня в Евросоюзе есть несколько подходов к российскому вопросу: у новых стран-членов, в частности Польши, — один, у старых, например, Франции, — другой. Реально ли выработать единую российскую политику ЕС? Может быть, ее основой станет финский подход?
— Естественно, что во время председательства в ЕС все страны хотят уделить как можно больше внимания соседним с ними странам. Отношения с Россией, как двусторонние, так и в рамках политики ЕС, всегда были важными для Финляндии. На саммите Россия — ЕС, который пройдет во время нашего председательства, среди других вопросов будет обсуждаться будущее «Северного измерения» — проекта о сотрудничестве Евросоюза с Россией, инициированного финской стороной в 1990 годах, в том числе для того чтобы, как ни странно это звучит сегодня, обратить внимание некоторых наших европейских партнеров на РФ… Наши отношения с Россией практичны, и эту практичность мы можем привнести в общую европейскую политику.
— Что заставило Финляндию предложить Евросоюзу законопроект, предполагающий, что называться «водкой» смогут только напитки, произведенные по традиционным рецептам из картофельного или пшеничного спирта?
— Это для меня новость! Но французы ведь тоже защищали эксклюзивность названий «коньяк» и «шампанское». У нас есть традиции производства водки, которыми мы гордимся.
— Если законопроект будет принят, украинские производители классической водки получат козырь на рынках Евросоюза…
— Отлично, значит, у нас есть общий интерес!
Персона
Г-жа Лаура Рейниля занимает пост посла Финляндии в Украине с февраля 2003 г. До этого назначения она работала в системе финского министерства иностранных дел, в частности, была первым секретарем посольства в России, заместителем главы финской дипломатической миссии в Австралии, заместителем посла во Франции.
Товарооборот
В 2005 г. прямой экспорт из Финляндии в Украину вырос на 21% по сравнению с 2004 г. и составил EUR311 млн. Главные торговые позиции — телекоммуникационное оборудование (80% роста поставок), бумага и картон (+15%), электрическое оборудование (+9%). Поставки украинских товаров в Финляндию в 2005 г. по сравнению с 2004-м выросли на 9% и составили EUR35 млн. Главные торговые позиции — железо и сталь (падение поставок на 23%), уголь и кокс (+258%), одежда (+9%). На начало
2005 г., по данным украинской стороны, объем финских инвестиций в нашу экономику составлял около $8 млн., главным образом в строительство.