Сегодня продолжатся переговоры о создании «оранжевой» коалиции в новом парламенте. Никто из потенциальных коалиционеров до выборов не заинтересован в подписании соответствующего соглашения. Демонстрация «оранжевыми» стремления к объединению (с параллельным выдвижением неприемлемых условий) очень похожа на предвыборную технологию и попытку оправдаться перед избирателями за развал майдановской команды.
Из пяти «оранжевых» команд, двинувших в поход за депутатскими мандатами и мэрскими креслами, четыре — «НУ», БЮТ, «Пора»-ПРП и блок Костенко-Плюща играют на одном электоральном поле. Самая жесткая борьба разворачивается между «ющенковцами» (к ним ближе блок Костенко-Плюща) и «тимошенковцами» (им больше симпатизирует «Пора»-ПРП). БЮТ активно «отгрызает» у пропрезидентской команды центр и часть запада страны. Руководитель фонда «Демократические инициативы» Ирина Бекешкина отмечает, что борьба идет за неопределившийся электорат, которого, по данным разных соцопросов, в Украине от 20 до 30%. «Сомневающиеся» преимущественно симпатизируют «оранжевым», пытаясь выбрать, за кого из них голосовать. Они сформировали «электоральный запрос» на возобновление коалиции, заставляя конкурирующие стороны декларировать готовность к объединению и демонстрировать попытки сближения. «При этом, ведя переговоры, каждый из них выдвигает условия, наиболее неприемлемые для своего союзника-врага», — отмечает эксперт Центра исследования политических ценностей Алексей Белишев.
Наиболее показательно в этом отношении поведение г-жи Тимошенко, которая под предлогом прекращения трехмесячной «коалиционной вакханалии», спровоцировала настоящий скандал. Разумеется, сразу после того, как «оранжевые» согласовали и подготовили к подписанию коалиционный договор. Известно, что среди пунктов этого документа были требования отмены неприкосновенности, предоставленной законом депутатам местных советов и гарантированной новой властью Леониду Кучме сотоварищи. В нем был прописан и алгоритм раздела постов в исполнительной власти. В частности, по версии, озвученной руководителем штаба «НУ» Романом Безсмертным, коалиционеры договорились, что та «оранжевая» политическая сила, которая получит наибольшее количество мест в парламенте, имеет право первой предложить свою кандидатуру на любую руководящую должность. Г-жа Тимошенко в свое время предлагала, чтобы в этом пункте речь шла только о премьер-министре. Более того, понимая, что БЮТ может и не «обойти» на выборах «НУ», она требовала предоставления остальным коалиционерам права ветировать решение «победителя». Именно в такой интерпретации этот пункт появился в отредактированном БЮТ варианте соглашения. 21 февраля Юлия Владимировна подписала документ в одностороннем порядке. Президент обиделся на свою бывшую соратницу, заявив, что «согласие не может начинаться с одностороннего шага». Блок «Пора»-ПРП сначала, похоже, подыграл БЮТ и выдвинул ультиматум с требованием немедленно заключить коалиционные договоренности. Но позже стал просить Юлию Владимировну… «не разбивать сердца» соратников и отозвать подпись. Экс-секретарь СНБО, член «НУ» Петр Порошенко традиционно обвинил Тимошенко в попытке шантажа «оранжевых» сил и навязывания им своих условий. А г-н Мороз назвал подписанное ею соглашение «завещанием». Наибольшее недовольство «НУ» вызвало то, что г-жа Тимошенко «дорисовала» в договоре пункт, в котором участники коалиции обязуются денонсировать газовые договоренности и соглашение о строительстве хранилища ядерных отходов. Экс-министр по чрезвычайным ситуациям, член «НУ» Давид Жвания обвинил ее в сговоре с Партией регионов и блоком «Не ТАК!» с целью реализации «российского сценария». Г-н Жвания даже намекнул на участие в этом проекте Бориса Березовского. В ответ пресс-служба БЮТ предъявила «НУ» претензии в том, что представители блока пытались изъять из проекта согласованного коалиционного договора обязательство не вступать «ни в какие союзы с ПР». Это, по мнению г-жи Тимошенко, свидетельствует о намерениях «НУ» «объединиться с Януковичем». Один из руководителей «регионов» Тарас Чорновил с такой возможностью скромно согласился, заметив, что единственным условием подобного союза станет «создание стратегии государства с четко прописанными евроинтеграционными шагами».
Под шумок оживились и «миноритарные» участники коалиции — «Пора»-ПРП и блок Костенко-Плюща. Они стали по очереди выдвигать свои дополнительные требования к договору. Прежде всего, касающиеся прекращения разговоров о предоставлении русскому языку статуса официального, интенсификации переговоров о вступлении в ВТО, НАТО и ЕС, создания концепции энергетической безопасности государства. Эти предложения потенциальные коалиционеры намерены обсудить сегодня. Однако это не изменит ситуации. Понятно, что «оранжевому» союзу до выборов в любом случае не бывать. Более того, «однотонная» коалиция маловероятна: самостоятельно «оранжевые» могут и не получить 226 мандатов. Поэтому едва ли не единственно возможным коалиционным форматом будет, по мнению экспертов, союз «НУ», ПР, СПУ и блока Владимира Литвина. Впрочем, объединиться эти силы, похоже, заставит лишь угроза роспуска парламента и нежелание партийных спонсоров еще раз платить за выборы.