В прошлом году Госкомстат зафиксировал рекордную сумму притока прямых иностранных инвестиций — $7,868 млрд. Это соизмеримо с общим объемом (прямых иностранных инвестиций (ПИИ), накопленным к началу 2005 г. ($8,354 млрд.). Однако рекордная для Украины сумма на самом деле лишь напомнила:этого в страну приходили просто мизерные объемы инвестиций.
В начале года ничего не предвещало подобных объемов. Да, звучали прогнозы, что, дескать, аплодировавший стоя Запад сломя голову понесет свои деньги в страну победившей революции. Однако в I квартале прошлого года объем поступивших ПИИ составил $235 млн. — всего на 8,6% больше, чем в аналогичном периоде 2004 г., и на 61% меньше, чем кварталом ранее. Спустя еще квартал ситуация особо не улучшилась — $491 млн. против $573 млн. в январе-июне 2004 г. Таким образом, Западу ничего не стоило хвалить достижения демократии, но лезть в кошелек иностранные инвесторы не спешили. Они ждали, чем все-таки станет реально заниматься новая власть. Та, в свою очередь, отличилась на ниве отмены налоговых льгот в СЭЗ и ТПР (которые были гарантированы государством на определенный, причем довольно длительный период времени), и реприватизации. По иронии судьбы, именно реприватизация позволила Украине поставить рекорд по привлечению иностранных инвестиций за год.
Рекорда не было бы, если бы не повторная продажа металлургического комбината «Криворожсталь». Напомним, что 24 октября прошлого года Mittal Steel купила это предприятие за 24,2 млрд. грн. (т.е. за $4,79 млрд.). Фактически это 60% всех прямых иностранных инвестиций в Украину в прошлом году. Если добавить вторую по величину сделку 2005 г. — покупку австрийским холдингом Raiffeisen International Bank Holding AG банка «Аваль» за $1,028 млрд. — доля этих двух покупок в общем объеме ПИИ составит 75%. «Остается меньше двух миллиардов долларов, что соизмеримо с показателями 2003-2004 гг.», — говорит эксперт Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь. Не лучше обстоят дела и с «качеством» пришедших инвестиций. «Большая часть объема — это не создание новых предприятий, а покупка объектов. Кроме того, среди оставшихся ПИИ все большую часть занимают инвестиции с Кипра, Виргинских островов и прочих оффшоров, которые в значительной мере являются на самом деле украинскими деньгами», — добавляет эксперт. Таким образом, не считая двух сделок, прорыва не получилось ни количественного, ни качественного.
Кстати, примерно год назад, комментируя автору перспективы привлечения Украиной ПИИ в 2005 г., директор программы постсоветских исследований Фонда Карнеги Андерс Аслунд, отказался назвать точные цифры. Эксперт апеллировал как раз к тому, что пара-тройка масштабных сделок способна до неузнаваемости изменить статистические данные. Так и случилось. Действительно, статистика — наука множества цифр. Она пасует, как только речь заходит о нескольких отдельно взятых фактах. И структура прошлогодних иностранных инвестиций как нельзя лучше напоминает о том, как мелко мы плаваем. В следующем году сделок, подобных продажи «Криворожстали», не будет, и прирост инвестиций сократится по сравнению с 2005 г.
По мнению экспертов, так тому и быть. «У страны на продажу осталось мало объектов уровня «Криворожстали», — напоминает г-н Жолудь. В частности, около $3 млрд. придет в банковский сектор после продажи банков — УкрСиббанка, Укрсоцбанка и еще ряда, которые могут быть проданы. Приватизация госимущества (в частности, Одесского припортового завода, Укртелекома, Ощадбанка и Лугансктепловоза) принесет не больше $2 млрд. «Ведь все упомянутые объекты явно не продадут, но что-то точно пойдет с молотка — в бюджете дыра, которую надо закрыть», — поясняет эксперт. Остальных же инвестиций будет порядка $1,5-2 млрд. Итого набирается около $6-7 млрд. Что, впрочем, все же значительно больше, чем в предыдущие годы.