Государство

Андерс Лунд: «Средства для повышения энергоэффективности имеются»

Дефицит ликвидности не помешал ЕБРР продлить в Украине кредитную программу повышения энергоэффективности

Дефицит ликвидности не помешал Европейскому банку реконструкции и развития (ЕБРР)не только продлить в Украине кредитную программу повышения энергоэффективности (UKEEP), но и увеличивать размер ее финансирования.

Руководитель проектов UKEEP Андерс Лунд рассказал «і», в чем привлекательность инвестиций в энергосбережение и возобновляемые источники энергии во время финансового кризиса.

Вопрос: Господин Лунд, почему в ЕБРР приняли решение продлить работу UKEEP с 1 января 2009 г., в то время как объемы кредитования предприятий сокращаются?

Ответ: Очевидно, это связано и с результатами, которые нами получены за предыдущие два года работы, и с постоянно возрастающей актуальностью энергосбережения для Украины. В стране есть спрос на инвестиции в сокращение потребления энергоносителей украинскими предприятиями. Поэтому ЕБРР увеличил размер кредитной линии на EUR50 млн., что в общей сложности теперь составляет EUR150 млн. Планируется, что эта сумма будет освоена в течение последующих двух лет. Не исключено, что за этот срок объем транша увеличится.

ЕБРР также готовит к запуску следующую Украинскую программу повышения энергоэффективности (UKEEP 2). Размер данной кредитной линии будет первоначально составлять EUR100 млн. Инвестиции будут предназначаться для среднего и малого бизнеса и направляться на сокращение потребления энергоносителей предприятиями.

В дополнение к этому ЕБРР планирует запуск программы по финансированию небольших проектов по возобновляемой энергетике в Украине (до $10 млн. на проект). Такие инвестиции могут предназначаться для установки ветровых станций, модернизации гидроэлектростанций, для оборудования, работающего на биомассе, солнечной, геотермальной энергии.

Другими словами, средства для повышения энергоэффективности и создания источников возобновляемой энергии имеются в наличии. Даже при общих финансовых перипетиях UKEEP продолжает активно работать на украинском рынке.

Мы считаем, что наша программа была важным инструментом для наших клиентов при осуществлении планов по энергосбережению. За прошедшие два года было изучено более 100 проектов. К ноябрю UKEEP освоила $92 млн., утвердила 35 проектов. Осуществление этих проектов привело к сокращению энергопотребления на 1,643 млн. МВт в год, что приравнивается к годовому потреблению электричества более чем 400 тыс. среднестатистических домохозяйств в Евросоюзе. Общее сокращение выбросов углекислого газа за время существования UKEEP — 5,9 млн. т, что эквивалентно выбросам 900 тыс. легковых автомобилей, каждый из которых проехал один круг по экватору!

Можно констатировать, что энергоэффективность гораздо дешевле, чем новый производственный объект, и это самая чистая производственная технология на сегодня. На каждый доллар инвестиций в энергосбережение в рамках UKEEP, по нашим расчетам, экономия составляет 6,1 кВт/ч электроэнергии в год.

Вопрос: Инвестиции в какие проекты оказались наиболее востребованы?

Ответ: Больше всего в рамках UKEEP финансировано проектов по переоснащению производства (установка новых бойлеров и компрессоров), устранению утечек тепла, улучшению изоляции. Если брать по отраслям, то, к примеру, у хлебозаводов и предприятий пищевой промышленности наиболее востребованы были проекты по установке новых печей, утилизации сбросного тепла, оптимизации процессов охлаждения продукции.

В: Повлиял ли кризис на условия финансирования проектов по энергосбережению со стороны ЕБРР?

О: Я бы сказал, что в целом нет, не повлиял. Сейчас проблема энергосбережения становится наиболее важной. Ситуация на финансовом рынке, конечно же, ухудшилась. И банковская процедура отбора клиентов, оценка их кредитоспособности, стала более длительной и тщательной. При этом UKEEP — стабильный инструмент, несмотря на сильные негативные тенденции на мировых финансовых рынках. В данном случае вопрос стоит не в том, какие проценты платить по кредитам, а в том, что цены на газ растут, и надо повышать конкурентоспособность предприятий в таких непростых условиях. Чтобы выжить, компаниям необходимо инвестировать в сокращение потребления энергоресурсов.

Бизнесмены, которые надеются на дешевый газ, которые думают, что в перспективе цены на газ в Украине будут меньше, чем в странах Евросоюза, — глубоко ошибаются. Такие люди — просто мечтатели.

В: На чем основывается такое ваше утверждение?

О: В результате договоренности, достигнутой между Россией и Украиной в октябре нынешнего года, Украина будет импортировать российский газ по рыночным ценам уже с 2011 г. Сегодня Украина по-прежнему платит за газ из России значительно меньше, нежели страны ЕС. Если бы мы покупали его по рыночным ценам уже сегодня, то стоимость составляла бы порядка $400 за 1 тыс. куб. м, в отличие от сегодняшних $179,5. То есть увеличение цены составило бы 120%. И такая стоимость не является гипотетической — именно столько Украина будет платить, когда прекратятся российские субсидии.

А поскольку Украина еще не выплатила долг в несколько миллиардов долларов за уже импортированный из России газ, то повышение цен на него может случиться и ранее оговоренного 2011 г. Большинство стран ЕС импортируют газ из России через Украину. Если споры между Россией и Украиной по поводу газа не будут улажены, то перебои в газопоставках в Украину могут опять сказаться на Европе, как это уже было во время газового конфликта в конце 2005 — начале 2006 г.

Кроме того, нынешний газовый диспут между Москвой и Киевом происходит как раз в разгар финансового кризиса, который зацепил обе страны. Но больше его негативное влияние сказывается на Украине. К тому же украинские компании более чувствительны к изменениям цен на газ, исходя из высокой энергоемкости украинской промышленности и повсеместного использования газа в качестве основного энергоресурса.

Сейчас уровень потребления энергоносителей в Украине практически в три раза выше, чем в странах Евросоюза. То есть для производства одного и того же продукта обычная украинская компания потребляет в три раза больше энергоносителей, чем обычные компании стран ЕС. Очевидно, что потенциал для развития энергоэффективности в вашей стране безграничен…

Даже если в следующем году цена на газ не вырастет на 120%, все равно в ближайшие годы она будет расти для Украины семимильными шагами. Думаю, вполне реалистичный прогноз на следующий год: +35%.

«Неопределенность газового будущего повышает важность энергосбережения»

В: Стремительный рост цен на энергоносители не спровоцировал в Украине развитие рынка инвестиций в повышение энергоэффективности — он до сих пор находится на этапе зарождения. С чем это связано?

О: Тут свою роль сыграла, думаю, низкая информированность руководителей предприятий (это не относится к менеджменту промышленных гигантов). А возможностей, в частности для сокращения потребления дорогостоящего газа, существует множество. Украинские предприятия могут сократить свое потребление газа путем ряда мер. К типичным инвестициям, имеющим быстрый срок отдачи, относятся замена котлов, утилизация тепла технологических процессов, изоляция паропроводов и установка современного производственного оборудования. Эффективным и низкозатратным также является использование вместо газа биомассы или биотоплива в местах, где есть доступ к отходам таких производств, как деревообрабатывающее и сельскохозяйственное.

Такие инвестиции необходимы для того, чтобы украинские предприятия оставались конкурентоспособными даже при росте цен на энергоносители. Учитывая неопределенность газового будущего, капиталовложения именно в такие меры, которые будут сокращать потребление энергоносителей, является сегодня важным как никогда.

В: Разговоры об энергосбережении в нашей стране у многих ассоциируются с пространными рассуждениями о пользе экономии энергоресурсов. Но, как известно, предприниматели предпочитают конкретные аргументы. Какие бы вы выделили в первую очередь?

О: Основной аргумент — сокращение издержек на электроэнергию и природный газ, что является прямым результатом и сразу отражается на доходах компании. При этом растет конкурентоспособность. Зависимость от цен на энергоносители становится меньше: меньше и рисков для компании, меньше стоимость производства и привлеченного капитала, повышается стоимость компании. Финансовых средств, сэкономленных за счет повышения эффективного использования энергии, обычно более чем достаточно, чтобы расплатиться по кредиту, взятому для осуществления этой инвестиции, в то время как сама инвестиция повышает сегодняшнюю и будущую конкурентоспособность компании. Торговля или обмен квотами на выброс также может повышать доходы при значительном сбережении энергоносителей. Сокращение энергопотребления также приводит к тому, что количество выбросов в окружающую среду сокращается, экология улучшается, а с ней и имидж компании. Такие инвестиции могут принести и ряд других положительных результатов.

В: Каких, к примеру?

О: Банки могут предоставлять кредиты с низким для себя риском, так как потенциальная прибыль от повышения энергоэффективности очевидна, и это прозрачно отражено в документации. Поставщики энергоэффективного оборудования повышают свои доходы, имеют возможность расширять количество рабочих мест и таким образом способствуют росту экономики. Сокращается зависимость страны от импортированных энергоносителей, а также растет конкурентоспособность и авторитет ее экономики, демонстрирующей свою эффективность. И, наконец, для людей это означает хорошую экологию, а значит и хорошее здоровье, и более устойчивую экономику.

Сокращение энергопотребления на один час лучше отражается на окружающей среде, нежели какая-либо энергопроизводственная технология, и к тому же это зачастую оказывается дешевле в реализации. Было подсчитано, что Украина может сократить свои 70% импорта газа до 35% путем инвестирования в энергоэффективность в больших масштабах. Следствием этого станет сокращение зависимости страны от импортированных энергоносителей, а также возрастание ее конкурентоспособности и авторитета ее экономики, демонстрирующей свою эффективность.

«Украинские компании восприимчивы к суматохе на финансовом рынке»

В: Какой период окупаемости инвестиций в энергосбережение?

О: В зависимости от типа проекта — 1,5-6 лет, то есть намного быстрее других традиционных капиталовложений. Как правило, внутренний показатель возврата капиталовложений в энергоэффективность ниже процента по кредиту, взятому для их осуществления, поскольку какой-либо дополнительный долг компании в связи с инновациями мало влияет на баланс компании, а инвестирование по итогам имеет положительный результат.

Основная прибыль от капиталовложений в повышение энергоэффективности исходит из сокращения расходов на электроэнергию и природный газ. Благодаря инвестициям устаревшие и неэффективные производственные процессы сменяются высокопродуктивными и малозатратными. Таким образом предприятие получает двойную выгоду: эффективное бесперебойное производство и низкие расходы на энергообеспечение. Также уменьшается зависимость предприятия от цен поставщиков энергоресурсов — это означает меньше рисков для компании, удешевление производства и привлеченного капитала.

Также хочу обратить внимание на еще одно важное преимущество от внедрения технологий возобновляемой энергии — это то, что они приносят дешевые и надежные энергоносители на протяжении многих лет уже после того, как инвестиция окупила себя. Жизненный цикл биотопливных установок составляет около 15 лет, а небольших гидроэлектростанций — 30 лет. Таким образом, если вы, к примеру, инвестировали в создание гидроэлектростанции, которая окупилась уже через семь лет, то в течение еще минимум 20 лет вы будете обеспечены надежным и дешевым энергоносителем.

В: Давайте подытожим: почему в условиях финансовой нестабильности во всем мире капиталовложения в энергосберегающие технологии становятся наиболее актуальными для украинских компаний?

О: Суматоха на финансовом рынке имеет гораздо большее влияние на предприятия в странах с переходной экономикой, нежели в Западной Европе и США. Кредиты дорожают и становятся менее доступными. Европейские и американские компании оказались в более выигрышном положении, так как они обладают большими ресурсами, из которых могут покрыть возникшие издержки.

Украинским компаниям приходится смотреть в лицо создавшейся проблеме: жесткой конкуренции на фоне резко сократившихся возможностей для собственного финансового обеспечения. Очень немногие компании в Украине имеют собственные опыт и ресурсы для оперативного осуществления инвестиций в развитие производства, оборудования, как это делают их конкуренты за рубежом. Эти же конкуренты будут к тому же пользоваться дешевой рабочей силой, имеющейся в Украине и Китае, отбирая себе при этом лучшие кадры. И, конечно же, имея солидный опыт в маркетинге и сбыте, зарубежные компании воспользуются ситуацией, чтобы отобрать долю рынка у украинских компаний.

Поэтому сейчас для украинских компаний поиск возможностей сокращения расходов на топливо и внедрение программ эффективного использования энергии становится наиболее актуальной проблемой, от решения которой зависит их конкурентоспособность. Общий смысл таких действий в том, что при сегодняшнем нерациональном использовании предприятиями энергоресурсов (а это в три раза выше, чем в ЕС) и растущих ценах на энергоносители (в частности на газ) предприятия не смогут остаться на плаву. Вкладывание средств в данное направление сохранит им жизнь.


Андерс Лунд родился 29 октября 1959 г. в Швеции. В 1985 г. окончил университет в Стокгольме, получил степень магистра делового администрирования по специальности «Учет и финансы». Имеет большой опыт работы в странах Центральной и Восточной Европы, СНГ по реализации проектов в секторе коммунальной и природоохранной инфраструктуры.
UKEEP (Украинская программа повышения энергоэффективности) — это кредитная программа, разработанная Европейским банком реконструкции и развития для украинских частных компаний любого сектора экономики, которые хотят осуществить инвестиции, результатом которых будет сокращение потребления энергии или более эффективное ее использование, рост производства собственных энергоносителей.

dolinchuk
Share
Published by
dolinchuk