БЮТ занимает второе место партийных «хит-парадов», уверенно «поджимая» своих бывших соратников по Майдану. Под бело-малиновым знаменем Юлии Тимошенко собралась разношерстная «команда единомышленников»: крайне правые образца начала 90-х, старые управленцы кучмовской эпохи и крупные собственники нового времени. В Раде они «возьмут» от 56 до 86 мандатов. Но вряд ли БЮТ пригласят в коалицию.
За последние четыре года БЮТ серьезно видоизменился. Ныне в именной блок отставной премьерши входят лишь две политические силы: возглавляемая ею же «Батьківщина» (в которую влилось «Яблоко» Михаила Бродского), а также Украинская социал-демократическая партия Василия Онопенко (№4). К слову, г-жа Тимошенко уже объявила о слиянии после выборов.
В 2002 помимо этих партий в БЮТ «состояли»: «Собор» Анатолия Матвиенко (ныне — в блоке «НУ»), Украинская республиканская партия Левка Лукьяненко (№ 6, УРП слилась с «Собором», потом откололась и влилась в «Батьківщину»), Украинская христианско-демократическая партия Леся Сергиенко и Украинская консервативная республиканская партия Степана Хмары (влилась в УНП, ныне — блок «Костенко-Плюща»). В этом составе БЮТ пришел к финишу с четвертым результатом и «взял» 7,26% голосов, получив 23 мандата.
Теперь во фракции 41 депутат, а сам блок в парламентской гонке претендует уже на «серебро», пропуская вперед только Партию регионов (см. «ЭИ» №327). По оценкам разных соцслужб, у «тимошенковцев» есть шанс получить от 11% (КМИС, опрос проводился с 26 января по 5 февраля, опрошено 2 тыс. респондентов, погрешность — 2,24%) до 19,76% («СОЦИС», 18-23 января, 2 тыс., 2,4%). То есть от 56 до 86 мандатов. Среди тех, кто пройдет в ВР под малиновым знаменем БЮТ, немало весьма занятных людей. Их имена г-жа Тимошенко мастерски «замаскировала». Публично была объявлена только первая, «демонстрационная», десятка парламентского списка.
Громогласный же отказ от участия в нем Михаила Бродского (он баллотируется в Киевсовет) и экс-«директора парламента» Александра Волкова отвлек внимание от подробностей «кандидатского перечня». В частности от того, что в списках БЮТ «нашли пристанище» немало старых управленцев кучмовской эпохи, таких как два Михаила: Зубец (№59, 1996-97 гг. — вице-премьер по АПК, 1997 г. — министр продовольствия) и Гладий (№85, 1999-2000 гг. — министр, вице-премьер-министр по АПК). Туда вошли и три в прошлом именитых «эсдека»: г-н Онопенко, Богдан Губский (№27, лидер фракции «Единая Украина») и Александр Абдулин (№74, почетный председатель правления АОЗТ «Интергаз»).
В адептах леди Ю ходит и несколько, мягко говоря, неоднозначных личностей: экс-мэр Кременчуга Олег Надоша (№103), харьковчане братья Буряки: Сергей (№37, нардеп, экс-предправления АБ «Брокбизнесбанк») и Александр (№69, почетный предправления АБ «Брокбизнесбанк»). Но самыми интересными представителями «антиолигархического» БЮТ, безусловно, являются нардепы: Тариэл Васадзе (№41, ОАО «Украинская автомобильная корпорация», ЗАО «Запорожский автомобильный завод», Автосборочный завод FSO (Польша); по данным Ukraine Daily, совместно с беглым Игорем Бакаем он владеет ЗАО «Страховая компания «Киев»), Александр Фельдман (№43, почетный президент АО «Концерн АВЕК и Ко», Ассоциация национально-культурных объединений, включающая более 300 региональных организаций; харьковский рынок «Барабашово»; газета «Время»), Василий Хмельницкий (№60, «Запорожсталь», ЗАО «Киевхлеб», несколько облэнерго) и Константин Жеваго (№62, банк «Финансы и Кредит»). Они вместе с группой «Приват» (Игорь Коломойский) инвестируют кампанию блока Тимошенко.
Председатель Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко не исключает, что через третьи лица «посильные воспомоществования» БЮТ делает и Виктор Пинчук. На всякий случай. Эксперты Агентства моделирования ситуаций обращают внимание на то, что у г-жи Тимошенко есть и собственные средства, «сэкономленные» ею в период руководства ЕЭСУ и Кабмином. По мнению директора Martin group Тараса Березовца, БЮТ потратит от $100 до 120 млн. на кампанию в ВР и местные советы (к слову, по данным опроса, постоянно проводимого в столице с 27 сентября 2005 г. в рамках проекта permanent pooll, у блока неплохие шансы «взять» треть Киевсовета).
Сами «бютовцы» свои финансовые возможности оценивают куда скромнее. Так, руководитель штаба блока Александр Турчинов (№2) заявил, что блок намерен минимизировать расходы и не тратиться на рекламу в СМИ, съедающую 50% бюджета кампании. Сам по себе экс-руководитель СБУ, весьма искушенный в тонкостях украинской политики, равно как и экс-министр экономики Сергей Терехин (№16), являются прекрасным ресурсом. Их может дополнить и симпатизирующий БЮТ министр обороны, экс-руководитель Центра
им. А. Разумкова Анатолий Гриценко.
Некоторое время назад, когда г-н Коломойский планировал прикупить «1+1», г-жа Тимошенко мягко «подруливала» «плюсами». Но далее дело не пошло. Более или менее лояльно к хозяйке блока своего имени относятся СМИ из пинчуковской медиа-империи. В частности СТБ и ICTV (президент ЗАО «Таврийские игры» Николай Баграев (№45) поддерживает с каналом тесные отношения).
Собственных национальных медийных ресурсов у БЮТ нет. Видимо поэтому его технологи (среди которых руководитель проекта «Політична думка» Владимир Полохало (№50) и директор Европейского института интеграции и развития Дмитрий Выдрин (№92) и посоветовали «перенести кампанию» с «телеков» на улицы. Именно там, перед протестной публикой, Юлия Владимировна выглядит гораздо лучше, чем на экране, и чувствует себя много комфортнее, чем во властных коридорах. Похоже, и в следующем составе ВР она продолжит выступать в излюбленном оппозиционном амплуа. Потому что в коалицию ее вряд ли позовут и премьерством, пожалуй, не наградят (см. «ЭИ»
№№318, 331).
Единственным явным политическим партнером леди Ю и Ко является блок «ПРП-Пора». Однако и.о. министра финансов Виктор Пинзеник еще не забыл обиду, нанесенную осенью г-жой Тимошенко ему и его партии. Тогда она «выкатила» унизительные условия, при которых ПРП может войти в ее блок: отказ г-на Пинзеника от должности в правительстве Юрия Еханурова и отстранение «пээрпистов» от формирования списков.