Государство

Яан Хейн: «Какие могут быть отношения между клопом и слоном? Могут, причем взаимовыгодные»

Посол Эстонии в Украине рассказал «i» о перспективах сотрудничества наших стран

Вопрос: Какова ваша оценка нынешнего уровня экономических отношений между нашими странами? Достаточно ли используется потенциал сторон?
Ответ: Последние 18 месяцев были очень сложными для мировой экономики, что отразилось и на наших двусторонних отношениях, товарообороте и инвестициях. Но я очень надеюсь, что сейчас мы находимся в стадии выхода из кризиса. Это позволяет более оптимистично смотреть в будущее.

В: Как экономический кризис повлиял на экономику Эстонии? Какие меры предпринимало эстонское правительство для борьбы с ним?
О: В отличие от других балтийских стран, у Эстонии не было необходимости прибегать к помощи извне. Еще десять лет назад у нас начали создавать стабилизационный фонд, который был предназначен для таких кризисных моментов. И сейчас, когда есть основания полагать, что мир начал выходить из кризиса, в этом фонде сохранилась сумма, равная четверти годового бюджета Эстонии. Это позволило нам получить не финансовую помощь, а кредиты от международных организаций под ставку порядка 2%. У нас есть и свои запасы, но умение эстонцев вести хозяйство дает уверенность международным финансовым учреждениям, что нас можно кредитировать: мы не просто тратим эти деньги — они пойдут в дело.
Между тем, средства из стабфонда активно используются для переобучения безработных. В нашей стране около 10% безработных, и это серьезная проблема, которую невозможно решить быстро. Важно не создать ненужные рабочие места, а эффективно переобучить людей.
Скажу, что Эстония даже извлекла экономическую выгоду из кризиса. До него прирост ВВП у нас составлял 12%. При этом невозможно было удержать инфляцию в пределах необходимых для вхождения в еврозону 3%. Теперь же мы можем выполнить этот критерий. Эстония движется к тому, чтобы с 1 января 2011 г. перейти на евро. Странам, которые уже используют евро, удалось выйти из кризиса с меньшими потерями. Мы не сможем избежать кризисов в будущем, как бы хорошо себя не чувствовала наша экономика. Но когда грянет следующий кризис, наша экономика будет более подготовленной.

В: Чем Украина интересна для эстонских инвесторов? Велик ли обратный интерес?
О: Население Эстонии — 1,3 млн. человек, а Украины — более 43 млн. Мне часто задают вопрос: какие могут быть отношения между клопом и слоном? Но это неправильное мышление. Могут, причем взаимовыгодные. Наш интерес к инвестированию в Украину значительно возрос после вступления Эстонии в ЕС. На июнь 2009 г. объем прямых эстонских инвестиций в Украину составил EUR160 млн. В вашей стране создано около 300 предприятий с участием эстонского капитала. Эстонские инвестиции работают в оптовой и розничной торговле, строительстве, финансах, недвижимости, перерабатывающей отрасли, транспорте и связи. Мы ожидаем прихода на украинский рынок производителей мебели, а также юридических, финансовых компаний и консультационных фирм, поскольку эстонские компании идут вслед за своими клиентами. До 2011 г. бизнес углубится в регионы: в Крыму и Карпатах нас интересуют недвижимость и туризм, в Донецке и Днепропетровске — строительство, переработка отходов, энергетика, на западе Украины — деревообработка и производство мебели. Кроме того, эстонские компании продолжают продажу своих услуг скандинавским фирмам, параллельно помогая им выйти на рынок Украины.

В: Устраивают ли эстонских инвесторов условия ведения бизнеса в нашей стране?
О: Украина очень инвестиционно привлекательна. Вы, возможно, сами не понимаете, насколько богаты! Но есть и проблемы, заключающиеся в разнице наших государственных философий. Эстонцы были, есть и остаются сторонниками свободной экономики. Тема приватизации, которая по-прежнему актуальна в Украине, для нас — пережиток прошлого. Мы продали госсобственность очень быстро и, судя по показателям развития экономики, успешно. Сейчас в руках государства находятся только энергетика, железные дороги и порт Таллинн. Все остальное — у частного бизнеса. Как любит говорить наш премьер Андрус Ансип, государство должно быть как тефлон на сковородке — тонкое, но прочное. Роль государства — помогать предпринимателям в их деятельности. Чтобы открыть бизнес в Эстонии, не нужен даже полный день. Благодаря современным технологиям все бюрократические процедуры можно пройти через интернет. Для нас нормально, когда предприниматели, намеренные работать вместе, имеют доступ к информации друг о друге. Мы любим конкретность, ясность, порядок и прозрачность. В Украине же это является большой проблемой. Здесь нет необходимой прозрачности ведения бизнеса. Еще одна проблема — коррупция. Не скажу, что в нашей стране этого явления абсолютно нет, но оно не является системной, как это видим в Украине, проблемой. Во всяком случае, потенциальные возможности для коррупции находятся под контролем эстонского государства.

В: Почему Эстонский экономический форум в этом году вы решили проводить не в украинской столице?
О: Мы пришли к выводу, что государство, возможно, управляется из центра, но реальная экономика находится в регионах. В этом году мы решили провести цикл семинаров в Ивано-Франковске, Донецке, Днепропетровске, Харькове, Одессе. Таким образом мы стремимся расширить свое присутствие в регионах.
Вторая причина — экономический кризис. Это момент, когда все останавливаются и ждут — авось пронесет. Но это неправильная идеология, и мелкий и средний бизнес хорошо это понимает. Кризис хорош для того, чтобы остановиться и задуматься о допущенных ошибках. Это хороший момент посмотреть вокруг, поставить себе новые цели и найти новые рынки. Поэтому главная цель организованных нами в Украине форумов — налаживание и развитие сотрудничества между украинскими и эстонскими компаниями, содействие в поиске бизнес-партнеров.
В рамках форума, который прошел на прошлой неделе, презентовали свои возможности и приглашали к сотрудничеству 10 компаний Эстонии, которым интересен ваш рынок. Они занимаются строительством и продажей деревянных домов, техническим обеспечением и организацией массовых мероприятий, продажей керамических дымоходных систем, производством мебели из натуральной березы, мягкой мебели, светильников, тепло- и звукоизоляционных панелей для внутренней и внешней отделки помещений, архитектурным и строительным проектированием, перевозками грузов по железной дороге по маршруту Хельсинки — Таллин — Киев — Одесса, производством и продажей сыра, проектированием дорог и мостов, внутренних и внешних инженерных сетей, предоставляют консультационные услуги. Как видите, нам есть что предложить украинскому рынку.

В: Евросоюз намерен создать аналог МВФ — Европейский валютный фонд для предотвращения кризисных явлений в финансовом секторе Объединенной Европы. Каково мнение Таллина о целесообразности этого шага?
О: Мы участвуем во всех европейских финансовых институтах, включая Европейский банк реконструкции и развития. Что касается Европейского валютного фонда, то сейчас я не могу вести речь о конкретных цифрах — вопрос создания фонда находится в стадии обсуждения. Но мы принципиально поддерживаем эту идею и понимаем, что  без участия таких учреждений невозможно выйти из кризиса. Очень важно соблюдать принципы, на которых основываются подобные организации. Таких институтов существует немало. Нам не нужно создавать копию. Создание валютного фонда ЕС должно иметь свою цель, и очень конкретную.

В: Что для Эстонии значит членство в Евросоюзе? И какие шаги в направлении членства в ЕС вы рекомендовали бы Украине?
О: Входить в Евросоюз — это не может быть самоцелью. Реформы, которые проводятся в рамках Объединенной Европы, имеют конечной целью улучшение качества жизни нашего общества, а само членство в ЕС — это премия за проделанную работу.
Для Украины сейчас очень важно, чтобы вы провели необходимые для вас экономические реформы. Вы должны осознать, что экономические, политические, общественные преобразования осуществляются не для Брюсселя. Вы должны быть уверены в том, что эти реформы нужны именно вам. Проводить реформы или нет — это ваш выбор. Мы же всегда готовы помочь вам.

_________________________

Яан Хейн — с 2006 г. чрезвычайный и полномочный посол Эстонской Республики в Украине. В 2003-2006 гг. — советник, директор Бюро Восточной Европы и Центральной Азии МИД Эстонии. В 2000-2003 гг. — временный поверенный посольства Эстонии в Чехии. Ранее — советник отдела планирования политики МИД Эстонии, советник по вопросам обороны и политики посольства Эстонии в Москве, директор Бюро Центральной и Восточной Европы МИД Эстонии. Преподавал в Таллинском техническом университете. В 1985 г. окончил Ленинградский госуниверситет, факультет философии; в 1991 г. — Институт истории Европы (Майнц, Германия); в 1994 г. — Институт международных отношений (Женева, Швейцария), Институт Гувера при Стэнфордском университете (Калифорния, США).

Ксенiя Лазоренко
Share
Published by
Ксенiя Лазоренко