Владимир Хотиненко снял фильм о жизни в оккупации
В пасхальное воскресенье в прокат выходит военная драма «Поп» Владимира Хотиненко. В своей новой работе режиссер предлагает взглянуть на происходящее во время Второй мировой войны глазами священнослужителя.
В одном из своих интервью режиссер Владимир Хотиненко отметил: «Мы же ничего не знаем про оккупацию. То есть мы знаем про героическое сопротивление, а про будничную жизнь — ничего. А такой жизнью жили 50 миллионов. Без информации, в полной неизвестности кто кого победит. Я хочу, чтобы фильм был посвящен им — забытым и брошенным».
В основу сюжета картины «Поп» был положен одноименный исторический роман писателя Александра Сегеня (он же адаптировал свою книгу для экранизации). Речь здесь идет о деятельности священников Псковской православной миссии на оккупированных фашистами территориях в 1941-1944 гг. Священники-миссионеры из Прибалтики возрождали церковную жизнь на оккупированном северо-западе России, однако после окончания войны все вернулось на круги своя, а священников, как предателей, сослали в лагеря. В фильме же события того времени показаны сквозь жизнь отца Александра Ионина (прототипом персонажа стал отец Алексей Ионов), который в 41-м отправляется в деревеньку Закаты восстанавливать разрушенный храм и реанимировать православную веру. Каждый день главному герою, находясь меж двух огней (немцами и большевиками, полицаями и партизанами) приходится принимать решения, испытывать свою веру, совершать человеческие подвиги.
Стоит отметить хорошую игру исполнителей главных ролей. Особенно приятно впечатляет актерский тандем Сергея Маковецкого (отец Александр) и Нины Усатовой (матушка Алевтина, за эту роль актриса уже получила приз «Золотой Орел» в номинации «Лучшая женская роль второго плана»), а также совсем еще юной Елизаветы Арзамасовой (приемная дочь Ева). Отец Александр в исполнении Маковецкого получился живым, человечным и без пафоса. В его действиях просматривается сама суть христианства, о которой многие уже успели забыть: «все мы ходим под Богом», вне зависимости от национальности, политических убеждений и т.п.
Православный батюшка оказывается в довольно непростом положении, пытается найти однозначно правильное решение, которого априори не существует: оккупантов не убивает и пытается договориться с ними, чтобы помочь военнопленным, выслушивает исповедь полицейского и благословляет офицера, участвовавшего в казни партизан, и в то же время усыновляет детей-сирот из лагеря Саласпилс, укрывает евреев. Он не пытается решить, кто грешен, а кто нет — проявляет завидное милосердие и любовь к ближнему, каждому, кто в этом нуждается. Под стать отцу Александру и матушка — строгая, но добрая и справедливая. «Это не только история священнического подвига, который каждый день совершали миссионеры, но и рассказ о любви отца Александра и матушки Алевтины,— отмечает автор сценария.— Такой истории любви в кинематографе пока еще не было».
Визуальная картинка фильма часто построена на контрастах: гармонии красивейших пейзажей, милой деревушки (снятых с высоты птичьего полета) и жестокости войны, сцен зверской расправы над «врагами». Контрасты можно заметить и в музыкальном решении картины: начиная от весьма пафосных фрагментов оперы «Набукко» Джузеппе Верди (посыл к 136-му псалму) и до «Rivers of Babylon» в интерпретации группы Boney M.
К «Попу» можно по-разному относиться, и акценты каждый зритель расставит по-своему, тем не менее господина Хотиненко сложно упрекнуть здесь в предвзятости и неправдоподобии. И уж точно нельзя не заметить его творческого развития и движения вперед.