Государство

Кредиторы оплатят провалы «Нефтегаза»

Вероятность дефолта НАК «Нефтегаз Украины» стремится к нулю

Держатели евробондов компании, срок выплаты по которым наступил 30 сентября, склонны согласиться на условия реструктуризации задолженности, предложенные руководством НАК и согласованные с Кабмином. Однако это не решает основной проблемы госхолдинга — ошибочной модели управления, которая не учитывает принципы экономической целесообразности.

Группа кредиторов «Нефтегаза Украины» после переговоров в Лондоне с представителями НАК о реструктуризации займа на $500 млн. со сроком погашения 30 сентября с.г. согласилась на условия обмена еврооблигаций. Об этом сообщил партнер консалтинговой фирмы Aequi-Libria Карл Филипп Томас. Он представляет интересы так называемой оппозиционной группы инвесторов, которые ранее выступали против реструктуризации.

Однако теперь они готовы изменить свою точку зрения на противоположную в ходе голосования по условиям реструктуризации, запланированного на 19 октября 2009 г. Впрочем, как отмечается в заявлении компании Corlblow, примкнувшей к противникам реструктуризации, «предлагаемые «Нефтегазом» условия пока не являются оптимальными для держателей, однако реально отражают текущую финансовую ситуацию» в НАК.

Положительным сигналом для Corlblow стала выплата украинским госхолдингом 30 сентября в полном объеме полугодового купона по евробондам, что «свидетельствует о желании компании выполнить обязательства перед кредиторами, несмотря на сложные экономические условия». С учетом ставки купона 8,125% годовых и полугодового срока выплаты купонный платеж составил около $20,3 млн.

«Основной капитал остается предметом согласования обмена 100% бондов на новые ценные бумаги также в долларах с купоном 9,5% со сроком выплаты в сентябре 2014 г. и с преимуществом абсолютной и безоговорочной суверенной гарантии правительства Украины. «Нефтегаз» остается на позиции: лучший путь для держателей еврооблигаций — тщательно рассмотреть условия предложения»,— отмечается в сообщении пресс-центра госхолдинга. При этом, согласно предложению НАК, держатели, согласившиеся на реструктуризацию до 8 октября, смогут обменять 100% долга, а на втором этапе реструктуризации (до 15 октября) обмен будет осуществляться с коэффициентом 0,95.

Пока держатели евробондов «Нефтегаза» готовятся к итоговому голосованию, международное агентство Fitch Ratings понизило долгосрочный и краткосрочный рейтинги НАК до уровня ограниченного дефолта.
Fitch уточняет, что оба рейтинга поставлены на пересмотр в ожидании дальнейшего развития событий. «Ожидаемый рейтинг новых облигаций, вероятно, будет ориентирован на уровень суверена, тогда как рейтинг старых бумаг будет отозван. Самая ранняя дата, когда реструктуризация может быть завершена,— 19 октября этого года»,— говорится в сообщении Fitch.

Петр Гришин, кредитный аналитик ИК «Ренессанс Капитал», в комментарии «і» отметил, что поскольку в своей деятельности рейтинговые агентства руководствуются своими внутренними правилами, то они не дают информации рынку, которой можно было бы руководствоваться при принятии решений о перспективности тех или иных компаний. «Рейтинговые агентства никому не интересны, на них никто не смотрит, они работают по инерции»,— сказал господин Гришин.

Говоря о перспективах евробондов «Нефтегаза», аналитик обратил внимание, что они гарантируются государством и, по его прогнозам, будут торговаться с небольшой премией к государственным бондам Украины. «Без госгарантий реструктуризация не сработала бы. «Нефтегаз» сам по себе не может существовать, без господдержки. Во-первых, потому что существует потребность в компенсации заниженных внутренних тарифов на газ. Во-вторых, есть проблемы со сбором платежей от потребителей»,— отметил господин Гришин.

Кроме того, он также обратил внимание, что продолжает существовать гигантская дыра в оборотном капитале НАК (в 2009 г.— около $5 млрд.), вызванная невыгодными условиями контрактов между «Нефтегазом» и «Газпромом» на поставку и транзит газа. «Технологические проблемы «Газпрома», связанные с обеспечением экспортных контрактов, по непонятным причинам взяла на себя украинская компания, которая должна приобретать летом газ для закачки в подземные хранилища. А этот газ идет европейским контрагентам «Газпрома» в зимнее время. При разделении контрактов на поставку и транзит газа руководство «Нефтегаза» элегантно пошло на уступки «Газпрому», а украинское правительство почему-то его поддержало»,— сказал «і» господин Гришин.

Представитель президента Украины по международным вопросам энергетической безопасности Богдан Соколовский считает, что НАК «Нефтегаз Украины» как госкомпания не в состоянии самостоятельно выполнять абсолютно весь спектр своих функциональных обязанностей, потому что «есть регламенты, которые задаются владельцем компании», а «владельцем компании является украинское государство, украинское правительство непосредственно». «Чрезвычайную сложность» финансовой ситуации НАК господин Соколовский объясняет кризисом в мировой и украинской экономике, а также невыгодными действующими контрактами с «Газпромом». Однако он уверен, что термин «дефолт» в отношении «Нефтегаза» использовать нецелесообразно.

Владимир Омельченко, эксперт по энергетическим вопросам Центра Разумкова, считает, что «Нефтегаз Украины» является вообще уникальной компанией в мире. «Несмотря на то что Украина практически является монополистом по транзиту российского природного газа в Европу, возникла парадоксальная ситуация, что этот монополист почему-то всегда имеет долги. Думаю, основная проблема НАК — не финансовая. Финансовая проблема — это уже следствие неправильно выработанной модели самого развития «Нефтегаза». «Нефтегаз» никогда не занимался бизнесом. Это была структура по выполнению специальных функций, все финансовые потоки все время концентрировались властными структурами и перераспределялись в интересах тех или иных групп, которые в то время находились при власти»,— отмечает господин Омельченко. Он также полагает, что украинское государство «не может себе позволить такую роскошь — допустить дефолт самого большого предприятия в Украине». «Если это произойдет, то фактически и само государство окажется в преддефолтной ситуации. Безусловно, это отразится и на кредитных рейтингах страны, и на общей макроэкономической ситуации. Я думаю, в любом случае украинское государство на сегодняшний день, наверное, не допустит того, чтобы это произошло»,— подытожил эксперт.

dolinchuk