Противоречивые заявления чиновников могут помешать спасти «Нефтегаз»
Оптимизм, который демонстрируют украинские чиновники и топ-менеджеры «Нефтегаза Украины» в отношении финансовых перспектив компании, не может скрыть неоднозначных трактовок в их заявлениях по решению актуальных проблем госхолдинга.
Вопрос о реструктуризации долговых обязательств «Нефтегаза» будет окончательно решен на собрании кредиторов не 19 октября, как планировалось ранее, а в пятницу на следующей неделе, 9 октября. Об этом сообщил предправления НАК Олег Дубина по итогам консультаций с держателями евробондов компании, которые состоялись в Лондоне накануне 30 сентября, когда наступает срок их погашения. По его словам, инвесторы положительно оценили идею реструктуризации задолженности и предложение обменять еврооблигации на новые бонды. Речь идет прежде всего о ценных бумагах на сумму $500 млн., которые компания выпустила в 2004 г. и которые хочет пролонгировать еще на пять лет. «Мы считаем, что инструмент этот положительный. Предложения свои мы кредиторам раздали, и я уверен в том, что наше предложение будет принято. На 9 октября назначено собрание кредиторов, и там должно быть принято окончательное решение. Но уже на сегодня у нас есть положительный ответ от некоторых банков. Поэтому думаю, все будет хорошо»,— сказал господин Дубина.
Как сообщали «i», на прошлой неделе Кабмин утвердил программу реструктуризации внешних долгов «Нефтегаза». Она предполагает обмен просроченных облигаций на новые с погашением в 2014 г. и с более высокой доходностью. «Компания попросила собственников евробондов на сумму $500 млн. согласиться обменять 100% их ценных бумаг на новые бонды, также с деноминацией в долларах, с купоном в 9,5% и преимуществом подкрепления суверенной гарантией украинского государства со сроком выплат по этим обязательствам в сентябре 2014 г.»,— говорится в сообщении «Нефтегаза». В нем также указана цель реструктуризации — «частично решить стоящие перед «Нефтегазом» проблемы и снизить степень финансовых рисков компании».
Кабмин, которому подконтролен НАК, не планировал отвлекать финансовые ресурсы, чтобы урегулировать отношения с западными кредиторами госхолдинга в срок без реструктуризации. Хотя держатели евробондов надеялись, что они получат причитающиеся им выплаты после получения Украиной очередного транша МВФ. Их ожидания были подкреплены заявлением главы миссии МВФ в Украине Джейлы Пазарбашиоглу о том, что в фонде не будут против, если правительство примет решение о направлении части средств на погашение внешних обязательств «Нефтегаза». Но в итоге премьер Юлия Тимошенко и ее команда проигнорировали интересы «Нефтегаза». Первый зампредправления компании Игорь Диденко не скрывал, что перед ним стоит цель реструктуризировать евробонды, и смело признался, что у «Нефтегаза» для погашения обязательств денег вообще нет. Однако парадоксальное безденежье крупнейшего госхолдинга, в котором сосредоточены основные финансовые потоки украинской нефтегазовой отрасли, не мешает его кураторам из Кабмина с оптимизмом говорить о перспективах «Нефтегаза». С подобными заявлениями выступили Юлия Тимошенко, министр топлива и энергетики Юрий Продан, и.о. министра финансов Игорь Уманский.
А господин Продан вчера опередил события и озвучил мнение, идущее вразрез с позицией руководства «Нефтегаза», непосредственно решающего вопрос реструктуризации долга. Глава топливного ведомства, не согласовав имеющуюся у него информацию с НАК, сообщил, что компания 30 сентября выплатит купонный доход по пятилетним еврооблигациям 2004 г. Но, как оказалось, «позиция министра не совпадает с позицией украинской делегации во главе с и.о. министра финансов Игорем Уманским и председателем правления «Нефтегаза Украины» Олегом Дубиной, ведущей переговоры по реструктуризации облигаций компании в Лондоне». Об этом сообщили в пресс-центре НАК.
В связи с тем, что реальных источников для финансирования «Нефтегаза» нет, вероятность технического дефолта компании будет существовать «и в этом году, и в следующем». Так считает экономист Международного центра перспективных исследований Ильдар Газизуллин. Как негативный фактор он отмечает, что до сих пор не ясно, каким образом НАК будет покрывать свой дефицит, или финансовый разрыв между ожидаемыми доходами и расходами. «Главное негативное последствие это то, что будущие заимствования будут более дорогими, так как инвесторы будут закладывать потенциальность технических дефолтов в стоимость ресурсов, предоставляемых украинским государственным компаниям»,— отметил эксперт.