Юлия Тимошенко получила возможность исправить просчеты в планах по освоению шельфов Черного и Азовского морей, допущенные премьером Павлом Лазаренко
Премьер Юлия Тимошенко получила возможность исправить просчеты в планах по освоению шельфов Черного и Азовского морей, допущенные премьером Павлом Лазаренко, который открыл ей дорогу в большой бизнес и большую политику. Правительство усиленно готовит документ, который предопределит судьбу нефтегазоносного шельфа.
По поручению первого вице-премьера Александра Турчинова пять министерств — Минприроды, Минтопэнерго, Минэкономики, Минфин и Минюст — должны к осени доработать проект Общегосударственной программы развития минерально-сырьевой базы Украины до 2030 г. Поправки должны учитывать нормы проекта Государственной целевой экономической программы освоения углеводородных ресурсов украинского сектора Черного и Азовского морей на 2010-2019 гг., которую еще предстоит разработать топливному ведомству на основе соответствующей Концепции, копия которой имеется в распоряжении «і».
Авторы Концепции напоминают, что в сентябре 1996 г. правительством, которым руководил Павел Лазаренко, был разработан программный документ аналогичной направленности. Срок его действия истек в 2008 г. И в целом он был выполнен за 12 лет только на 10,63% — показатели программы Павла Лазаренко были провалены из-за «систематического недофинансирования». В правительстве Юлии Тимошенко подсчитали, что фактически расходы на геологоразведывательные работы с 1996-го по 2008 г. составили 7,4% от запланированных. «За период 1996-2008 гг. было добыто только 11,118 млрд. куб. м газа при запланированных 24,639 млрд. куб. м. Запланированная добыча нефти начата не была»,— констатируют в нынешнем Кабмине.
Улучшению ситуации, как считают в Кабмине Юлии Тимошенко, будет способствовать новая целевая Госпрограмма освоения углеводородных ресурсов украинского сектора Черного и Азовского морей на 2010-2019 гг., в которой должны быть четко определены объемы, виды и направления работ, механизмы их проведения и финансирования. Объем осваиваемых бюджетных средств будет определяться ежегодно, исходя из «конкретных задач и финансовых возможностей».
Авторы Концепции нового документа связывают с ним амбициозные цели: «Реализация программы позволит в период 2010-2019 гг. открыть 13 новых месторождений… С учетом действующих месторождений, в 2019 г. будет достигнут ежегодный объем добычи газа 65,6 млрд. куб. м, нефти — 35,6 млн. т. Ожидаемый доход государства составит 8,835 млрд. грн. (это величина уплаченных налогов с 2010-го по 2019 г.)».
Эти цели, которые сейчас кажутся фантастическими, по прогнозам правительства Юлии Тимошенко, станут реальностью за счет: законодательного обеспечения и экономического стимулирования мер по освоению месторождений нефти и газа, адаптации украинского законодательства к нормам ЕС, создания госсистемы мониторинга и контроля за эффективным выполнением работ на шельфе Азовского и Черного морей, разработки нормативно-правовых актов, которые создадут условия для притока иностранных и отечественных инвестиций.
«На сегодняшний день доля госпредприятий на рынке поиска, разведки и освоения углеводородных ресурсов составляет 94% на суше и 100% в акваториях Азовского и Черного морей. Одной из причин медленных темпов освоения новых месторождений является несовершенная нормативно-правовая база в сфере недропользования, что создает большие риски для инвесторов. Госпредприятия, которые относятся к сфере управления Минтопэнерго, функционируют на грани убыточности, из-за дефицита финансовых ресурсов не имеют возможности интенсивно внедрять современные технологии, обновлять основные фонды»,— так описывают недостатки сложившейся на данный момент ситуации авторы Концепции.
С ними согласен Анатолий Присяжнюк, председатель правления государственного акционерного общества «Черноморнефтегаз». «Нефтедобывающаяотрасль у нас очень затратная. Работать на суше проще. А чтобы освоить море (наши буровые установки работают в 250 км от берега), необходимы вертолеты, флот, водолазы, строительство газотранспортной системы по дну моря. Это стоит огромных денег. Если учесть, что срок эксплуатации наших двух буровых установок — более 30 лет и шесть месяцев в году они стоят на ремонте, то можете представить, в каком состоянии находится в целом отрасль»,— рассказал он «і». Господин Присяжнюк считает, что в перспективе Крым может стать «вторым Кувейтом» — углеводородные запасы Черного и Азовского морей составляют 2,5 трлн. т условного топлива. «Вопрос только в том — когда это произойдет»,— отметил он.
«Нам нужно создать условия, чтобы государственные предприятия работали на государственные интересы, это касается «Черноморнефтегаза» и «Нефтегаза». Нужно уменьшить влияние олигархов в этих компаниях и сделать эту сферу прозрачной. Если бы мы справились с этими старыми коррумпированными компаниями, то через год к нам бы могли прийти серьезные мировые компании»,— так считает Александр Тодийчук, президент Киевского международного энергетического клуба. По его словам, сейчас украинские госкомпании не в состоянии самостоятельно осваивать шельфовые месторождения, поскольку они «доведены до крайней бедности». «Эти компании платят огромные налоги. Там действует куча коррупционных схем, которые не дают им развиваться. Если вывести государственные компании из материальных затруднений и навести там порядок, они могли бы закупить технологии и все остальное»,— отметил господин Тодийчук.
Украинские и российские эксперты, которые участвовали в исследовании «Энергетический потенциал Украины» в 2007 г., пришли к выводу, что освоение шельфа Черного и Азовского морей волне могло бы стать одним из приоритетов украинской политики в области добычи нефти и газа. Однако, по мнению аналитиков, данные о запасах на шельфе «неполны, отрывочны и даже противоречивы». Поэтому на первых порах необходимо сосредоточиться на геологоразведочных работах, а уж затем «привлекать партнеров под конкретные условия и конкретные запасы», так как «Украина пока не обладает опытом и технологиями шельфовой добычи, а также необходимыми финансами на их освоение».
Интерес инвесторов остается без ответа
Иностранные компании, на которые делает ставку правительство в освоении нефтегазовых месторождений шельфа Азовского и Черного морей, всегда проявляли большой интерес к сотрудничеству с Украиной. Но пока этот интерес не принес взаимной выгоды — Украина до сих пор остается единственным государством черноморского бассейна, которое не ведет добычу углеводородов в своей части глубоководного шельфа.
Первый конкурс на право добычи углеводородов на Прикерченском участке украинского шельфа Черного моря был объявлен в декабре 2005 г. при правительстве Юрия Еханурова. Среди компаний, претендовавших на его разработку, были: Shell, Exxon Mobile, OMV Group, JP Kenny, а также малоизвестная Vanco (США), которая в апреле 2006 г. была признана победителем конкурса. После сложных переговоров 19 октября 2007 г. владелец Vanco International Ltd. Джин Ван Дайк и тогдашний вице-премьер по ТЭК Андрей Клюев подписали 30-летнее соглашение о разделе продукции.
Впоследствии выяснилось, что партнерами американской Vanco, которая взяла на себя техническое и технологическое обеспечение разработки Прикерченского участка, стала Донбасская топливно-энергетическая компания Рината Ахметова вместе с Shadowlight Investments российского бизнесмена Евгения Новицкого и Integrum Technologies (дочка крупного австрийского инвестфонда). 25 апреля 2008 г. правительство Юлии Тимошенко аннулировало лицензию Vanco. В компании считают, что безосновательно.
В прошлом месяце, несмотря на проходящий в Стокгольме арбитражный процесс и неурегулированный конфликт с правительством, компания объявила о намерениях предоставить Кабмину рабочую программу и бюджет по разработке Прикерченского участка Черного моря на 2010 г. «Потеряв потенциальную позицию лидера в конце 2007 г., Украина теперь существенно отстает от соседних государств в освоении глубоководных месторождений нефти и газа в Черном море. Нынешнее правительство беспричинно лишает Украину возможности ощутимо продвинуться на пути к энергетической безопасности»,— говорится в пресс-релизе Vanco.