Государство

Неуставные отношения

В пятницу спикер Владимир Литвин закрыл затянувшуюся VIII сессию Верховной Рады V созыва. Была она скандальной и малоэффективной. До нового года депутаты пытались не допустить пересмотра политреформы, мечтая о расширении своих полномочий. После, с переходом страны к парламентско-президентской форме правления, тешились новообретенными правами, отправляя правительство в отставку оптом и в розницу. В ответ Президент грозил распустить расшалившийся парламент.


 


Сессия вышла презабавной. Сначала депутатам, едва отошедшим от летних каникул, сделал подарок Президент, отправив в отставку правительство своей недавней соратницы Юлии Тимошенко. К слову, именно она, получившая неслыханную поддержку депкорпуса при назначении на пост предправительства (373 голоса), за полгода сумела катастрофически испортить отношения КМУ с ВРУ. Скандал, начавшийся в июле с резких правительственных заявлений о том, что Рада саботирует принятие ряда важных государственных решений, бушует и поныне. К вящему удовольствию отставницы ее преемника в кресле председателя правительства депутаты «голосовали» дважды.


Не успели улечься страсти по премьеру, начался бюджетный сериал, закончившийся то ли принятием, то ли непринятием главного финансового закона страны в повторном втором чтении. Все дело в том, что «за» документ проголосовало 226 народных избранников. Но на следующий день сразу два депутата-«народника» попытались отозвать свои голоса и еще двое парламентариев заявили, что во время голосования их карточки не сработали. Спикер корректировать результаты не стал, но прецедент так и остался неисчерпанным, а посему остается возможность объявления бюджета-2006 непринятым. То есть недействительным.


Нового генпрокурора Александра Медведько парламент назначил «без шума и пыли». Однако вот незадача, второй раз уволенный с нарушением процедуры Святослав Пискун второй же раз восстановился в должности через суд. Президент решение суда проигнорировал. В результате, считать генпрокурором можно, в зависимости от необходимости, г-на Пискуна или г-на Медведько.


Ситуацию усложняли перманентные бои за политреформу: глава государства искал пути как ее отменить, парламент — делал все, чтобы этого не допустить. В частности, активно саботировал процесс назначения судей Конституционного суда по квоте ВР и приведение к присяге судей, избранных по квотам Президента и съезда судей. Депутаты дважды срывали голосование. Это закончилось тем, что глава государства в ультимативной форме потребовал от ВР незамедлительно доукомплектовать КС. Но парламентарии плевать хотели на пожелания Президента. После летней обструкции, которую они устроили г-ну Ющенко, когда тот явился на принятие законов по ВТО, Рада к Президенту особого пиетета не испытывает. Глава государства же, похоже, отчаянно боится сонма народных избранников. По крайней мере, в предпоследний день работы предпоследней сессии ВР V созыва он отказался от участия в совместном заседании правительства и парламента. Министры предпочли последовать примеру главы государства. В конце концов, им досталось больше всех. Депутаты дважды вызывали премьера на ковер: отчитываться в экономических успехах правительства и докладывать по газовому вопросу. И если первый раз КМ «пронесло», то второй закончился для министров плачевно. ВР с нарушением процедуры приняла решение об отставке правительства. КМ — решение ВР не принял, заявив о его неконституционности. Пикантность ситуации заключается в том, что подобное заключение в праве делать только КС…


Президент, пришедший в ужас от такого шага ВР, потребовал отменить постановление об отставке правительства. Депутаты поулыбались и в кулуарах стали активно обсуждать возможность досрочных перевыборов главы государства. Поговаривают, что сессию парламента на неделю продлили именно с тем, чтобы еще раз продемонстрировать высшей исполнительной власти, кто теперь «в доме папа».


В перерывах между боями Рада иногда принимала законы, а Президент иногда их подписывал. Ничего ценного среди них не оказалось, за исключением разве что бюджета-2006, нескольких законов по ВТО, закона о реформировании системы местного самоуправления №3207 (он принят во втором чтении и отправлен на рассмотрение в КС. — Авт.) и закона о продлении льгот сельхозпроизводителям. Новый Уголовно-процессуальный кодекс так и не приняли, в отличие от Жилищного. Но что толку, если Президент его ветировал. Вообще, правом вето г-н Ющенко в последние полгода пользовался гораздо чаще своего предшественника Леонида Кучмы. Это касается не только законодательных инициатив парламентариев, но и законотворчества КМ. В частности «под президентское вето» попали законы о едином социальном взносе и налогообложении мелкого бизнеса.


Но, похоже, Раду смутить уже не может ни что. За два месяца до выборов депутатам — не до работы. Последнюю сессию парламента, которая начнет свою работу 7 февраля, они намерены по максимуму использовать для самопиара.

babanina
Share
Published by
babanina