Государство

Великий передел, или Власть в мешке

1 января мы проснемся в парламентско-президентской республике. В стране начнется длительный процесс передела на рынке власти. Эксперты прогнозируют, что преобразования будут длиться вплоть до 2011-2012 гг. — столько времени понадобится для определения новых правил игры.

Дворцовая конъюнктура


 


Как это ни прискорбно, но за 14 лет независимости Украине так и не удалось построить эффективную и прозрачную систему госуправления. Страна «рулилась» в ручном режиме — на основании неформальных связей и личных отношений. Законы, регулирующие деятельность Кабмина, Верховной Рады или Президента, просто были не нужны. Более того — опасны, ибо ограничивали управленческие возможности чиновничьей верхушки. Попытка реформировать управленческий аппарат посредством конституционной реформы, предпринятая Леонидом Кучмой на закате его президентской карьеры, была продиктована не стремлением создать  модель ответственной власти, а намерением сохранить позиции старой, постсоветской элиты. Однако после президентских выборов 2004 г. привычная «ручная» система управления рухнула, и начался процесс нового «дерибана» полномочий. Результат — осенняя отставка правительства, скандалы в аппарате Президента, Кабмине,  СНБОУ, губернаторская чехарда.


По словам директора Института глобальных стратегий Вадима Карасева, в 2004 г. окончательно развалилась «персонифицированная система государственного устройства», и Украина оказалась перед необходимостью заново сформировать свою государственность «по европейским парламентским образцам». Однако, как отмечает политолог, «переход к парламентской модели приобрел ползучий, конъюнктурно-ситуативный, а не стратегический характер».


Именно поэтому, используя образное выражение одного народного депутата, реформа получается «одноногой». Пока приняты только изменения к Конституции (о переходе страны от президентско-парламентской к парламентско-президентской форме правления) и одобрен в первом чтении дважды исправленный и вновь (как того требует процедура) отправленный в Конституционный суд закон об усовершенствовании системы местного самоуправления. (Предполагающий, кстати, упразднение районных госадминистраций, лишение обладминистраций исполнительных функций и передачу последних вновь создаваемым исполкомам при местных советах.)

Суть изменений


 


С 1 января в силу вступят изменения к Конституции, существенно сужающие полномочия Президента и его аппарата, но расширяющие возможности Верховной Рады, которая становится центром принятия решений (см. схемы). Главное новшество — в изменении формата участия Президента и парламента в кадровых вопросах. Новые правила предполагают, что правительство теперь будут, по сути, «назначать» депутаты. Точнее — парламентское большинство (не менее 226 депутатов), которому придется сформировать коалицию (ст. 83 «свежей» редакции Конституции Украины). Это должно произойти в течение месяца после избрания нового состава парламента (то есть до конца мая). В противном случае, Президент имеет право инициировать роспуск ВР и назначить ее перевыборы (ст. 83). Кстати, переизбранный парламент глава государства ни при каких обстоятельствах не может распустить в течение года.


Детальных механизмов формирования и функционирования коалиции нет. Согласно изменениям к Конституции, они должны определяться новой редакцией регламента ВР. Однако действующий регламент давно устарел, а над новым депутатам, бьющимся в предвыборной горячке, просто некогда работать.


 В отличие от имевшего место ранее большинства, изменения к Конституции предполагают юридическое оформление коалиции с передачей ему значительной части президентских полномочий. Прежде всего,  кадровых (ст. 85). В частности, при назначении премьер-министра новые правила отводят Президенту чисто техническую роль. Теперь не он рекомендует соискателя на пост председателя правительства: премьера ему предлагает парламент. Главе государства остается лишь подать его кандидатуру на утверждение ВР. Президент не назначает, а вносит на утверждение депутатов кандидатуры министра обороны и министра иностранных дел, а также генпрокурора, глав СБУ и Нацбанка (см. схемы). Лишен Президент и права на представление парламенту кандидатур на должности глав Фонда госимущества, Антимонопольного комитета и Госкомтелерадио. Отныне их, как и кандидатуры министров, будет вносить  премьер.  Верховная Рада по-прежнему назначает председателя и членов Счетной палаты, Уполномоченного по правам человека, по половине состава Совета Нацбанка Украины и Нацсовета по вопросам телевидения и радиовещания. Однако теперь депутаты имеют право без согласования с Президентом и премьером отправить в отставку не только этих, но и всех вышеназванных чиновников (см. схемы). Кроме руководителя Службы безопасности и председателя Нацбанка (их  депутаты могут снять лишь по представлению главы государства). Заметим, что Президент отныне не может отставить правительство. Теперь это — исключительная привилегия парламента.


Ко всему прочему, по новым правилам, ВР дает «добро» главе государства не только на назначение, но и на увольнение генпрокурора (до вступления в силу политреформы Президент мог самостоятельно снять «главного законника».— Авт.). Но при этом депутаты, как и прежде, совершенно «автономно» могут выразить недоверие руководителю Генпрокуратуры и потребовать его отставки.


В новых правилах есть и еще одно немаловажное нововведение, которое часто  называют «императивным мандатом». Под «императивным мандатом» сейчас подразумевают жесткое «закрепление» депутата за фракцией (ст. 81). При этом законодательно ему никто не запрещает голосовать по «велению души». Другой вопрос — как это воспримет руководство фракции, по решению которого  депутат может быть выдворен из ее рядов. Что, согласно новой редакции Конституции, должно повлечь за собой досрочное прекращение депутатских полномочий. Однако это зависит от того,  кто и как будет трактовать Конституцию. Ибо по закону парламентарий может «вылететь из кресла» в случае его «не вхождения» во фракцию той политической силы, по списку которой он избран, или «выхода» из нее до окончания каденции работы в парламенте. Однако непонятно, подразумевает ли «не вхождение» отказ руководства принять депутата в свою фракцию, а «выход» — силовое выдворение его из оной, или это дела добровольные. Тогда покажите хотя бы одного депутата, желающего сдать мандат! Опять же, представьте ситуацию, когда из состава фракции блока выходит партия, желающая, к примеру, сформировать свою фракцию. Как быть тогда?


В общем, «фракционное рабство», о котором так любят всплакнуть парламентарии, — весьма сомнительно  на практике. Попытка же закрепить за депутатами «прописку» — не что иное, как второй  (после введения чисто пропорциональной системы выборов) шаг на пути к жесткой структуризации ВР.

Чего ждать с января по апрель


 


Согласно переходным положениям закона о внесении изменений в Конституцию, с 1 января в силу вступит лишь часть его норм, остальные — «стартуют» уже после избрания нового состава ВР. В частности, нынешнему составу парламента не придется ни формировать коалицию, ни назначать новое правительство. Более того, последнее вообще запрещено «трогать» менее чем за полгода до выборов. Посему отставка Юрию Еханурову пока не грозит. Но, уверен политолог Вадим Карасев, обросший полномочиями парламент найдет, как попить кровь правительству. В частности, парламент будет продолжать блокировать назначение судей Конституционного суда, боясь, что через него Президент попробует отменить политреформу. О таких опасениях парламента недавно заявил спикер Владимир Литвин. К слову, его Народный блок, как и многие политические силы, будет активно эксплуатировать эту тему, формируя себе имидж борцов за демократию против президентской тирании. В свою очередь глава государства и его окружение бросят все силы на то, чтобы за время, оставшееся до «полного разворота политреформы», отменить ее «запуск», уверен председатель правления Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко.


Г-н Карасев полагает, что Президент пойдет несколько иным путем. Оставит прямые попытки отменить политреформу и создаст что-то типа «экспертного конституционного совета». Пользуясь тем, что внимание депутатов отвлечено на выборы, Президент постарается «протащить» удобные ему поправки к закону о политреформе.


Не исключено, хотя и маловероятно, что для полного или частичного провала политреформы будет запущен механизм референдума. Согласно Конституции, именно на нем и должны решаться вопросы изменения государственного строя. Подобные предложения в бытность свою госсекретарем Украины уже выдвигал Александр Зинченко. Теперь их активно развивает первый заместитель руководителя Центрального исполкома НСНУ, член совета партии Игорь Жданов. Однако по прогнозам г-на Карасева, конституционный референдум если и состоится, то не ранее октября-ноября 2006 г.

Чего ждать в мае


 


Существует как минимум три варианта развития ситуации. Первый — парламент формирует большинство и создает более или менее устойчивую коалицию. Ее возможный формат сейчас активно обсуждают эксперты. Ведь для этого придется объединиться не менее чем четырем политическим силам. Ориентируясь на подсчеты, проведенные Центром им. А.Разумкова, можно прикинуть фракционную структуру следующего состава ВР: ПР — ок. 120 депутатов, блок «Наша Украина» и БЮТ — по 85-90, КПУ и СПУ — по 35-40, Народный блок Литвина — около 25-30. Не исключено, что «компанию» им в парламенте составят «Пора»-ПРП, ПСПУ, блок Костенко-Плюща и объединенные социал-демократы. С разной долей вероятности они имеют шанс преодолеть трехпроцентный барьер и получить в среднем  по 14 мандатов.


Уже сейчас «вырисовываются» как минимум четверо активных претендентов на главный приз парламентской гонки — премьерское кресло в будущем составе КМ: Юрий Ехануров, Юлия Тимошенко, Виктор Янукович и Александр Мороз. По информации «ЭИ»,  г-н Ехануров об этом не забывает, а поэтому ведет активные переговоры со всеми политическими силами о «пролонгации» срока своего пребывания на посту. Если крупные игроки будут делить премьерское кресло, то партии второго эшелона, без которых коалиция не состоится, вступят в драку за пост спикера и вице-спикеров. На места в руководстве ВР претендуют все тот же Александр Мороз (СПУ), Владимир Литвин (Народный блок Литвина) и Юрий Костенко (блок Костенко-Плюща).


В любом случае центров формирования коалиции может быть лишь два: фракция Партии регионов и «Наша Украина». БЮТ до роли объединителя не дорастет, уверен г-н Карасев. Однако и ПР вряд ли сгодится на эту миссию: она не сделала ничего, чтобы «завести» в ВР следующего созыва своих мелких союзников (например, СДПУ(О) или «Державу»), а поэтому рискует остаться одна. Союз «регионалов» с БЮТ невозможен: Янукович и Тимошенко не смогут поделить премьерский портфель. Коалиция ПР с «Нашей Украиной», по мнению экспертов «Украинского клуба», маловероятна. Директор Украинского отделения Международного института гуманитарных и политических исследований Владимир Малинкович уверен: скажутся ментальные травмы прошлых президентских выборов. Да и союзники не поймут. Наиболее возможным форматом коалиции политологам представляется следующий: «Наша Украина», БЮТ, СПУ, плюс миноритарные партии («Пора»-ПРП, блок Костенко-Плюща и т.п.). Однако для этого Юлии Тимошенко придется отказаться от премьерства в пользу более компромиссной кандидатуры. Выглядит фантастично.


Поэтому политологи склоняются к тому, что коалиция сформирована не будет, и не исключают возможности роспуска ВР. Г-н Фесенко считает, что Президент будет всячески провоцировать такой исход с тем, чтобы окончательно дискредитировать не только будущий состав Рады, но и парламентскую модель управления вообще. Именно поэтому, уверен эксперт, в списках «НУ» нет целого ряда близких Президенту людей, а другие (например, бывший руководитель секретариата фракции «Наша Украина» Вера Ульянченко) оказались на непроходных местах. Однако директор Центра социальных исследований «София» Андрей Ермолаев уверен, что главе государства роспуск парламента невыгоден: вызванная этим дестабилизация отвернет избирателей от пропрезидентских сил, и оппозиция сможет взять реванш.


Поэтому возможен третий вариант — в парламенте сложится неустойчивая коалиция, которая будет периодически разваливаться и создаваться вновь. Это законодательно не запрещено. 


Политологи не исключают и возможности досрочных перевыборов Президента, однако указывают на то, что законодательно прописанных механизмов для них (равно как и для начала процедуры импичмента) не существует.


Вне зависимости от того, какой из вариантов развития событий будет реализован, уже сейчас ясно, что с 1 января 2006 г. центральная власть будет слабеть. Некому будет ни принимать  решения, ни нести персональную ответственность. Что приведет к серьезному переделу всех «завязанных» на власть рынков. Таким отраслям, как ТЭК, транспорт, импорт-экспорт, строительство и ритейл грозит серьезный передел. «Мы не исключаем повторения ситуации 1991-1993 гг.»,— сказал «ЭИ» аналитик из Секретариата Президента. 


 





babanina
Share
Published by
babanina