Государство

«Это продукт финансового бескультурья»

Завтра парламент рассмотрит проект бюджета-2006 в повторном втором чтении. Многие эксперты уже сейчас говорят, что документ может быть не принят. Накануне голосования «ЭИ» обратились к Валентину Симоненко, председателю Счетной палаты, которая является органом, постоянно контролирующим и анализирующим выполнение законов о госбюджете.

— Многие депутаты считают, что ничего страшного не случится, если бюджет так и не примут до конца года — страна, мол, может жить и без сметы…


— Это абсолютно неправильная позиция. Лучше плохой, несовершенный, но бюджет. По закону, в таком режиме страна сможет проработать всего один квартал. Правда, у нас был случай в 1995 году, когда бюджет утверждался в конце мая. Но я считаю, что стране с развитой демократией и рыночной экономикой стыдно вести себя таким образом. Но не переживайте, парламент примет бюджет до конца года. Думаю, Владимир Литвин имеет достаточно влияния. В случае чего  — подключится Президент.


— Угрожая отставкой кабинета Юрия Еханурова, ВР вернула проект на доработку. Это популизм в преддверии выборов?


— Нет, это не популизм. Проблема в бюджетном процессе, который нужно немедленно менять. Согласно существующему законодательству, перед рассмотрением бюджета на следующий год нужно заслушать выполнение бюджета текущего года (см. «Местная жадность»). Если бы вы читали нашу экспертизу по проекту бюджета-2006…


— Читали. Вы написали, что проект бюджета-2006 не соответствует Конституции. Почему?


— Этот документ — продукт финансового бескультурья: доходная часть занижена, не учтена система межбюджетных отношений, система льгот истолкована неправильно. Невозможно было принимать такой документ к рассмотрению.


— Почему так вышло?


— Бюджет — это не просто толстая книга расходов и доходов. Бюджет — это концентрированное выражение экономической политики государства. А экономической политики государства у правительства нет. Наши с вами деньги растекаются «в никуда», не решая никаких конкретных задач. Да и бюджетный процесс требует срочных изменений.


— Каких именно?


— Бюджет не может составить ни парламент, ни бюджетный комитет ВР или еще кто-то. Это может сделать только правительство. А сегодня бюджет, как футбольный мяч: то он на поле Кабинета министров, то его футболят на поле ВР. В итоге парламент не знает, что с ним делать, и старается всеми силами и средствами перефутболить документ обратно. А теперь ответьте мне на другой вопрос: кто может оппонировать правительству? Кто может качественно оценить результат его работы?


— Вы, что ли?


— Да, как ни странно. Именно Счетная палата как высший орган финансового контроля должна дать оценку ситуации.


— Практика показывает, что к вашим выводам пока не сильно прислуши­ваются…


— Вы не правы!


— Переубедите меня.


— Ну хорошо. Возьмем отчет с выводами по проекту бюджета-2006. Я могу совершенно уверенно сказать, что из 9 млрд. грн. роста доходной части бюджета (между первым и вторым чтением.— Ред.), 6,5 млрд. — это наши предложения и расчеты, начиная от финансирования развития виноградарства и заканчивая НДС и налогом на прибыль.


— Что еще?


— Изменение бюджета-2005 года. Мы внесли 37 поправок, учли 30. С ними согласились и правительство, и депутаты. Тут другой вопрос, в чем основной ключ к реализации предложений СП. Поэтому надо понимать саму идеологию и функционирование создания СП во всем мире. Они, как правило, являются независимым высшим органом финансового контроля, они защищены от влияния каких-либо политических сил. Нелепые заявления некоторых о том, что Счетная палата должна принадлежать оппозиции, говорят о непонимании сути СП.


— В чем проявляется ваша независимость?


— Во-первых, коллегию СП не могут распустить, мы защищены. Во-вторых, мы сами выбираем темы своих проверок. Мы не КРУ, которому правительство надиктовывает темы проверок. И самое главное — это гласность СП. Но, к сожалению, наше общество и наши министры до гласности как основного инструмента выполнений предложений СП еще не доросли.


—А что значит гласность?


— Приведу пример. Передо мной лежит отчет об использовании фонда природоохранных мероприятий за 2004-2005 годы. В этом году в фонд поступило 100 млн. грн. Прошло 11 месяцев. Из этой суммы, которая лежит на счетах, потрачено всего 4,4 млн. грн. Я спрашиваю у молодого министра, почему он не тратит эти деньги? Он оправдывается, мол, нет программ, а по старым я не хочу. Но это же деньги не его, это деньги, которые дали промышленные предприятия, отравившие нас своими производственными выбросами. А он сидит сложа руки.


Так вот, такие факты надо поднимать на щит гласности. Или такой министр не понимает, ради чего он там сидит, или он просто сел в свое кресло с имиджевой целью — иметь секретаря, хороший кабинет и самую престижную машину (г-н Симоненко делает глоток кофе). Кстати, хотите кофе? А то я пью и вам не предлагаю: «Юля, принеси две чашечки французского кофе»…


Некоторые министры проходят финансово-экономический ликбез, читая наши отчеты. С приходом Юрия Еханурова хоть какие-то проблески появились. До этого у меня были случаи, когда некоторые вице-премьеры не могли прочитать наши отчеты — они ничего не понимали и оправдывались, что они не экономисты. Вот вы улыбаетесь, а это наша трагедия.


— Я ваши отчеты регулярно читаю и более того, даю читать знакомым депутатам. Часто они из моих рук получают ваши документы впервые. Оказывается, что ваши прямые читатели — депутаты — отчеты тоже не читают.


— Да, зачастую они их не читают. Отчеты к ним просто не доходят из-за неаккуратных помощников. Теперь же у них по 30 помощников. Он даже не знает, что получает, к тому же лишние документы ему тяжело носить, потому что все карманы заняты: в одном чековая книжка, в другом мобильный телефон.


— Вы уповаете на то, что после парламентских выборов ситуация изменится?


— Никаких надежд не должно быть. Должна быть целенаправленная и системная работа. В революционно-турбулентном режиме ничего не выйдет.


— Правительству стоит перейти к долгосрочному бюджетному планированию, к программно-целевому методу составления бюджета?


— Не просто нужно, а немедленно нужно. Мы внедрили 800 так называемых бюджетных программ, ни одна из которых не соответствует понятию программы. Есть структура, ей поставили цель, а потом проверили: кто, как и что выполняет. Сейчас перед распорядителями бюджетных средств никто никаких целей и задач не ставит, деньги выделяются только на электроэнергию и заработную плату. Вот все и работают, кто как может и умеет. Если ввести программно-целевой метод, вне зависимости от того, будет ли в правительстве Юлия Владимировна или Юрий Иванович, бюджет будет выполняться.


— Сомневаюсь, что правительство, трезво оценивающее свою недолговечность, захочет тратить время на долгосрочное планирование. Вы забываете об украинской ментальности…


— Ментальность у нас может быть за тарелкой борща с галушками. Вам разве не обидно? Разве можно нашу с вами судьбу ставить в зависимость от того, как договорится г-н Ехануров с г-ном Ниязовым, в зависимость от того, какие цены на газ. Мы должны понимать, что газ мы будем получать на уровне Франции и Германии, но к этому же нужно подготовиться. Должна быть выстроена стратегия энергосбережения, перехода на другие источники энергии. И вся эта стратегия должна быть отражена в бюджете, но этого нет, к сожалению.


— Как заставить правительство, которое не сегодня-завтра уйдет в отставку, заниматься бюджетом 2007 года?


— Неправильная постановка вопроса. Человек, когда получает ту или иную должность — особенно такую, как премьер-министр, — должен руководствоваться принципом: сначала думай о Родине, а потом о себе. Я вам искренне говорю: я не понимаю термина «техническое» правительство. Они должны работать, нацеливаясь на будущее. Я считаю, что одна из главных задач действующего правительства — это бюджет 2007 года!


— Назовите год и правительство, которое сможет перейти к программно-целевому методу построения бюджета.


— Это произойдет, когда повысится мера ответственности за пребывание в высших эшелонах власти. Сегодня над нашей страной довлеет принцип коллективной безответственности.


Что нужно Счетной палате, чтобы она стала влиятельным органом?


— У нас есть стратегия институционального развития СП. Это принцип независимости, который оговаривает то, что для нас не должно быть неконтролируемых территорий.


— Территория ВР?


— Это деятельность и парламента, и Кабинета министров, и Президента. Это насаждение и реализация принципа гласности. Помните, как Уинстон Черчилль сказал: «Для того чтобы победила демократия, заберите от меня все и оставьте две независимые и свободные газеты».


— Вы хотите собственную газету с многомиллионным тиражом или право регулярной печати ваших отчетов в газетах?


— Нет, для этого нужна не печать. Нужно понимание того, что тех людей, которые набедокурили в одной отрасли, нужно увольнять или сажать, а не переводить с повышением на другой пост. Во власти тасуется одна и та же колода.


— Вы имеете возможность донести до Виктора Ющенко то, о чем мы с вами говорим?


— По своим вопросам имею… Но еще одна проблема — низкий уровень исполнительной дисциплины. Поручения Президента или премьера просто не исполняются.


У нас бюджетный кризис не из-за того, что недодали 5 млрд. местным бюджетам, и не потому, что дотации АПК урезали, а потому, что систему менять надо.


— Если бы вы имели возможность влиять на кадровую политику государства, как бы формировали следующее правительство?


— Министра экономики (Арсения Яценюка.— Ред.) я бы, наверное, оставил, министра финансов (Виктора Пинзеника.— Ред.) стопроцентно поменял бы. В стране дефицит менеджеров, кризисных менеджеров и понимающих управленцев государственного масштаба. Особенно это касается специалистов среднего звена.


— У нас проблема с менеджментом?


— У нас проблема с ответственностью. Мы говорим одно, записываем другое, а отчитываемся за третье. И никто ни за что не отвечает.


— А как у вас складываются отношения с правоохранительными органами? Насколько мне известно, не так давно вы подписали договоры о сотрудничестве с МВД, Генпрокуратурой и СБУ.


— Формально мы подписали все основополагающие документы. Успели подписать с Александром Турчиновым (экс-председатель СБУ), с Игорем Дрижчаным тоже подписываем. С уходом Петра Порошенко (эск-секретарь СНБОУ) стали хорошо взаимодействовать с Совбезом. Такое сотрудничество дает нам возможности, согласно закону, там, где имеются особо крупные нарушения, наказать тех или иных лиц.


— Каких?


— Очень высоких, как минимум заместителей министров или начальников департаментов. Безусловно, когда дело касается бывших, начинается очень интересная игра. Когда вопрос касается действующего правительства, система начинает пробуксовывать.


— То есть вы хотите получить право наказывать исполнительную власть?


— Нет, мы не стремимся заполучить карательные функции — это неправильно. Мы должны обозначить проблему, возникающую при использовании госфинансов и госсобственности, и пути ее решения. А дальше уже необходима реакция Кабмина.


— Так что делать-то?


— Нужно пересмотреть все бюджетные программы, и этим новая власть должна была заняться. Для чего и кому мы платим из бюджета, чем отличается программа национальная от ведомственной или региональной. Какие программы финансируются? К примеру, программа финансирования отопления сел. Программа закончилась в 2005 году. На следующий год выделяют опять 555 млн. грн. А кто-то подвел итог работы за предыдущий год?


— Это правда, что бюджет за девять месяцев сработан с профицитом?


— Нет. Мы перевыполнили бюджет почти на 5,5 млн. грн., а на 6 млрд. грн. недофинансировали расходную часть бюджета. Сидим и ждем. Сегодня те деньги, которые выделят бюджетным организациям на ноябрь и декабрь месяц, уже невозможно будет потратить. Или можно, но незаконно — нет времени, чтобы нормально провести процедуру госзакупок.

Персона


 


Валентин Константинович Симоненко — глава Совета высших органов финансового контроля стран-участниц СНГ. Председатель Счетной палаты Украины. Родился 4 июля 1940 г. в Одессе. В 1962 г. окончил Инженерно-строительный институт. Заслуженный экономист Украины.


С 1983 по 1992 гг. — глава Одесского горсовета и горисполкома, представитель Президента в Одесской области. В 1992 г. — первый вице-премьер, и.о. премьер-министра Украины. Позже — глава Социально-экономического совета при Президенте Украины, советник Президента. Депутат ВР нескольких созывов. С 1997 г. — председатель СП. Президент Федерации альпинизма Украины, заслуженный тренер Украины. Женат, воспитывает двоих сыновей.


 


Организация

Счетная палата — независимый конституционный орган, подотчетный Верховной Раде. С 1997 г. СП осуществляет постоянный контроль и анализ выполнения законов о государственном бюджете. Статья 98 Конституции Украины гласит: «Контроль использования средств государственного бюджета Украины от имени Верховной Рады Украины осуществляет Счетная палата».

kryukova
Share
Published by
kryukova