Государство

Местоблюститель

Вчера Виктор Ющенко представил Генпрокуратуре ее нового начальника — Александра Медведько. Пока Президент журил прежнее руководство ведомства за бездеятельность и обрисовывал очередные «первоочередные» задачи, бывший генпрокурор Святослав Пискун пытался восстановиться в прежней должности через суд. Не получилось — дело перенесли на 18 ноября.

На представление нового начальника пожаловал весь цвет прокуратуры. Присутствовавший на мероприятии спикер Владимир Литвин не менее внимательно, чем Александр Медведько слушал о первоочередных задачах, которые Президент ставил перед ГПУ. Задачи остались неизменными: раскрыть дела об убийстве журналистов Георгия Гонгадзе и Игоря Александрова, бороться с коррупцией и незаконным возмещением НДС. А еще Президент настойчиво порекомендовал Генпрокуратуре разобраться с фальсификациями на прошлых президентских выборах и незаконной «прослушкой». Святослав Пискун, судя по всему, с указанными задачами не справился и был уволен, по словам Виктора Ющенко, «за неэффективную работу».


Пока г-н Медведько внимательно вслушивался в речь главы государства, его бывший начальник г-н Пискун во всю отстаивал свою профпригодность в Шевченковском районном суде Киева. Вчера с утра суд приступил к рассмотрению по сути иска г-на Пискуна к Президенту Украины о признании указа о его увольнении незаконным и о восстановлении в прежней должности. Личного присутствия на судебном заседании Святослава Михайловича потребовали представители ответчика: советник Президента, адвокат Николай Полуденный и министр юстиции Сергей Головатый (см. «ЭИ» №262).


Г-н Пискун уважил суд своим присутствием. Бывший генпрокурор выглядел вполне здоровым, несмотря на недавнюю госпитализацию. Он приветливо улыбался г-ну Головатому и излучал оптимизм. Когда судья утихомирил репортеров, стороны приступили к изложению своих позиций. Аргументы истца сводились к тому, что каждому гражданину Конституция гарантирует право на защиту от незаконного увольнения. «Конституцией предусмотрено одно основание для увольнения прокурора — выражение недоверия со стороны парламента. И еще пять специальных оснований (потеря гражданства, слабоумие и т.д.) предусмотрено Законом «О прокуратуре»,— заявила свою позицию представитель г-на Пискуна Людмила Панова. Поскольку Президент «попросил» ее клиента с должности «просто так», без объяснения причин, то истец просит суд указ Президента отменить и восстановить г-на Пискуна в прежней должности. Бывший генпрокурор, по сути, воспользовался аргументацией, которая помогла ему восстановиться в должности в прошлом году решением Печерского суда. Когда г-н Полуденный поинтересовался, на каком основании г-н Пискун считает перечень оснований для увольнения, предусмотренный в Законе «О прокуратуре», исчерпывающим, экс-генпрокурор пожал плечами: «Да это написано в комментарии к Конституции. У меня даже книжка где-то была». Сидящий рядом с автором юрист на этом месте схватился за голову: «Для него комментарий к закону — это норма права?! И это заслуженный юрист Украины… Кошмар…».


Ни слова о незаконности увольнения во время болезни г-н Пискун не сказал, несмотря на то что на предварительном заседании его представители настойчиво требовали присоединить к делу больничный лист и выписку из истории болезни. Когда историей болезни г-на Пискуна не заинтересовались и представители ответчика, судья Игорь Мороз не выдержал и спросил об этом сам. На что Святослав Михайлович рассказал душещипательную историю об очередях в поликлинике и о том, что ему пришлось работать во время болезни. В день увольнения нервы у бывшего прокурора совсем сдали, и он на неделю слег. Однако использовать аргумент о незаконности увольнения во время больничного г-н Пискун все-таки не стал.


Отбивать аргументы г-на Пискуна принялся Сергей Головатый. Размахивая резолюциями Совета Европы и выдержками из решений Европейского суда, эмоциональный министр более часа рассказывал судьям и г-ну Пискуну лично о «дискреционных полномочиях Президента», в том числе в сфере назначения и увольнения генпрокурора. «И кроме того, согласно решению КСУ от 7.05.2002, акты Президента Украины касательно назначений и увольнений с должности генпрокурора регулируют конституционно-правовые отношения и не являются актом трудового права… Посему не могут быть предметом обжалования в административном суде. Их можно рассматривать только на соответствие Конституции, а это уже прямая компетенция КСУ»,— закончил свой более чем полуторачасовой монолог г-н Головатый. К большой радости представителей прессы, явно уставших от изобилия иностранных слов в речи министра.


Ввиду всего вышесказанного представители Президента попросили закрыть производство по делу. Утомленная четырехчасовым судебным заседанием коллегия судей посоветовалась и решила сделать перерыв до 18 ноября. В этот день, скорее всего, суд вынесет решение по сути. До этого времени кресло под г-ном Медведько будет шататься. Хотя, комментируя назначение г-на Медведько, г-н Пискун заявил, что очень рад. «У него, как и у меня, обостренное чувство справедливости»,— доверительно сообщил Святослав Михайлович.

taran
Share
Published by
taran