Финансы

Обходной маневр

Вчера в Комитете Верховной Рады по финансам и банковской деятельности прошел «круглый стол», посвященный обсуждению одного- единственного законопроекта. Документом предлагается ужесточить налогообложение банков, страховых компаний, а также торговцев и производителей алкоголя и табака. В следующий вторник этот проект должен быть рассмотрен комитетом, а в четверг — проголосован в парламенте.

Банки и страховщики


 

Законопроект №8373 вносит изменения в 15 законов, посвященных налогообложению. Замминистра финансов Василий Регурецкий заявил, что суть проекта — борьба со схемами минимизации налога на прибыль банками и страховыми компаниями. Г-н Регурецкий предлагает поднять ставку налога на валовые страховые премии страховых компаний с 3% до 4% и разрешить банкам относить на затраты только страховые резервы, сформированные под сомнительные и безнадежные кредиты. Да и то не под всю сумму кредитов, а только под 10%. Более того, в законопроекте заложена норма, обязующая банки пересчитать уже сформированные резервы, около 8 млрд. грн., по новым правилам и уплатить в бюджет налог на прибыль с этих сумм. Таким образом, за счет налогообложения уже сформированных налоговых резервов банки будут вынуждены уплатить «дополнительно» около 1,8 млрд. грн. налогов. Эти суммы должны уплачиваться в течение 18 месяцев. Увидев данную норму в законопроекте, президент Ассоциации украинских банков Александр Сугоняко вскочил с кресла и, не сдерживая эмоций, предложил г-ну Регурецкому уйти в отставку.


Председатель правления Укрсоцбанка Борис Тимонькин призвал депутатов искать компромисс: «рабочей группой правительства по налогообложению банков был согласован новый механизм формирования страховых резервов: 20% от сумм кредитов с задержкой в три месяца, 50% — с задержкой в 6 мес. и 100% — с задержкой в год». Как вариант г-н Тимонькин даже согласен обсуждать схему, предложенную Василием Регурецким: «можно сформировать страховые резервы и исходя из сумм сомнительных и проблемных кредитов, однако процент покрытия таких кредитов должен быть намного больше 10%». С чем не согласен банкир, так это с применением новых норм к резервам, сформированным до принятия законопроекта — «закон обратной силы не имеет». Его поддержала Антонина Паламарчук, вице-президент АУБ: «эта статья противоречит ст. 58 Конституции Украины».


Доводы банкиров поддержал и присутствующий на «круглом столе» первый зампред НБУ Анатолий Шаповалов: «этот проект не визировался Нацбанком, а статистика, озвученная Василием Регурецким (он заявил о том, что объем страховых резервов банков избыточен.— Ред.), не соответствует действительности».


Не менее жаркая дискуссия развернулась и во время рассмотрения новаций в налогообложении страховщиков. Президент Лиги страховых организаций Украины Александр Филонюк заявил, что повышение ставки налога с 3% до 4% может привести к банкротству компаний, занимающихся классическим страхованием.

Алкогольщики и табачники

Законопроект также предлагает внести ряд изменений в Закон «О ставках акцизного сбора на спирт этиловый и алкогольные напитки». В частности, предлагается повысить акциз на спирт этиловый с 17 грн. за 1 л до 18 грн. за 1 л. Руководитель концерна «Укрспирт» Александр Сухомлын достаточно нейтрально отнесся к данному предложению, отметив, что повышение акциза — это неминуемый процесс, если страна идет в Европу. В то же время он отметил, что в результате повышения стоимости сырья, цена на поллитровую бутылку водки вырастет на 24 коп. А директор ассоциации «СОВАТ» Владимир Демчак полагает, что прежде чем повышать акцизный сбор, нужно решить проблему теневого рынка. «У нас всегда была одна философия: поскольку есть большой процент теневого рынка, правительство вместе с ВР должны принимать такие решения, которые сегодня легализируют рынок алкоголя. И только после этого рассматривать вопрос об акцизе, причем в связке с платежеспособностью населения. Ведь если у людей денег нет, производитель платит из своего кармана», — уточнил г-н Демчак.


Если повышение «спиртового акциза» не вызвало бури эмоций со стороны производителей, то предлагаемое повышение акциза на солодовое пиво с 0,27 грн. до 0,3 грн., смеем предположить, пройдет более болезненно. Напомним, в апрельских правках бюджета пивной налог уже повышали (с 0,23 до 0,27 коп. за 1 л. К слову, изначально хотели поднять именно до 0,3 грн. за 1 л. — Авт.). Тогда же пивовары активно выступали против, угрожая сокращением пивного производства, ликвидацией малых и средних предприятия, ростом цен на пиво премиум-сегмента и т.д. Для нардепа Виталия Хомутынника это не проблема. «Ничего, будем немного больше платить за бутылочку пива», — заметил он.


Более всего в ходе вчерашнего мероприятия алкогольщиков и табачников задело введение нового налога (правки касаются Закона «Об акцизном сборе на алкогольные напитки и табачные изделия». — Авт.), точнее в законопроекте это называется ежегодным дополнительным одноразовым платежом. Размер этого платежа, к примеру, по производству, равен сегодняшней плате за лицензию на производство спирта, алкоголя и табака. Платеж за производство табачных изделий составляет 125 тыс. грн., алкогольных напитков — 250 тыс. грн. Полученные средства предполагается пустить на благородные цели — профилактику разных заболеваний и т.д. Сама же лицензия, в случае принятия документа, будет стоить 20 необлагаемых минимумов доходов граждан, то бишь, 340 грн. (То есть платить производителям того же алкоголя «на круг в год» придется почти столько, сколько сейчас. — Ред.). Правительство настаивает на том, что введение дополнительного налога — это требование ВТО. «При чем тут ВТО, их требования касаются только импорта и экспорта!» — возмущался г-н Демчак. По его мнению, вместо того чтобы устанавливать дополнительные платежи и платы за лицензии, нужно бороться с теневым рынком. Дескать, благодаря тому, что часть рынка была выведена из тени, бюджет получил 450 млн. грн. налогов. «Если хотите получить дополнительные средства в бюджет (благодаря законопроекту, правительство планирует получить 500 млн. грн. — Авт.), то мы вам подскажем, что нужно исправить в действующем законодательстве», — продолжал представитель «СОВАТа».


Александр Сухомлын поддержал г-на Демчака, и назвал идею с лицензиями и дополнительными платежами необдуманной. При этом он предложил уменьшить нынешнюю стоимость лицензии на производство спирта с 250 тыс. грн. до 25 тыс. грн.


А гендиректор ассоциации «Укртютюн» Валентина Хоменко сообщила, что Россия уже отказалась от лицензирования оптовой и розничной торговли табачных изделий. «Зато мы вводим какие-то дополнительные платежи!» — возмущалась она.


Правительство предлагает пересмотреть еще и плату за лицензии на розничную торговлю алкоголем и табачными изделиями. По-новому она будет стоить 15 необлагаемых минимумов доходов граждан. При этом размер ежегодного платежа будет зависеть от местности, точнее количества народа в том или ином населенном пункте. Владимир Демчак считает, что более разумно было бы устанавливать платеж в зависимости от магазина: будь то супермаркет, гипермаркет и т.д.

lavrinenko