Государство

Понятийное законодательство

Колонка редактора

Сегодня забавно наблюдать за тем, как высочайшие должностные лица в стране пытаются спрятать свои возросшие полномочия за законодательными нормами. Причем именно те полномочия, которые восходили на сомнительной правовой почве.

Удивляет слепая вера могущественных чиновников, что вновь принятые законы, написанные под их диктовку, вдруг все начнут трепетно выполнять. За примерами далеко ходить не надо. Можно вспомнить ныне здравствующий закон о Кабмине,который уточнил всевозможные спорные конституционные моменты не в пользу главы государства. Можно говорить о руководстве Верховного суда, которое пытается легализировать нынешнюю схему назначения судей на админдолжности. То самое решение Совета судей №50, которым он обязал самих себя проводить эти назначения. Да и президента Виктора Ющенко в чем-то можно отнести к этой группе. Ведь глава государства и его юридическая команда через Конституцию и разные«временные законы» (например, о местных госадминистрациях и о местном самоуправлении) пытаются переуточнить президентские полномочия в свою пользу. Норанее господин Ющенко не давал повода уличить себя в конституционном аскетизме.

Любая глобальная реформа любой сферы в Украине имеет двецели. Речь может идти исключительно о перераспределении управленческих полномочий или о давлении на кого-либо. По типу: я откажусь от своих реформаторских планов, которые ввергают тебя в ужас, а ты мне чего-нибудь сделаешь. Реальные концептуальные улучшения никого в верхах не интересуют. Тем более что человек, выполняющий нынче законы, считается чуть ли не лохом.

Но скорее поздно, чем рано наши небожители осознают, что точно так же, как и они нарушали законы, принятые ими нормы могут быть нарушены кем-то более сильным. И что нельзя выписать законодательную норму так, чтобы никто и никогда не смог ее переиначить, изменить или интерпретировать по-своему. Жаль лишь, что не осознают небожители ущербность законодательного принципа — просто описывать и фиксировать то, что уже создано в результате процессов разного характера.

Получается, что если политики, чиновники, крупные бизнесмены и пр. не готовы выполнять Конституцию и законы, они их и не будут выполнять. И никто их не заставит — компетентные органы и суды работают у нас в специфическом формате. И если все вышеперечисленные лица признавали и признают только право сильного, то на такое положение дел повлиять тоже сложно. Особенно при пассивности общества и сомнительном статусе СМИ. Вся надежда на то, что обладающие силой лица, заключая политико-экономические договоренности,рано или поздно выйдут на определенные принципы, которые станут для них непреложными правилами игры. Со временем эти принципы станут традицией. Может быть — и законодательной. Не берусь утверждать, что для общества и страны это оптимальный путь. Но именно он кажется самым вероятным.

umanets
Share
Published by
umanets