В среду, за день до утверждения Юрия Еханурова в должности главы правительства, президент УСПП, и. о. первого вице-премьера Анатолий Кинах поведал «ЭИ» о просчетах в экономической политике правительства Юлии Тимошенко. По мнению г-на Кинаха, ситуация сложная — продолжение политического кризиса и чехарда в правительстве могут привести к экономическому спаду.
— Как политический кризис в стране влияет на экономику? И чего ждать дальше?
— Кризис в правительстве однозначно негативно влияет на экономику. Если он затянется, ситуация будет только ухудшаться. Необходимо оперативно сформировать правительство. По результатам первого полугодия ситуация очень сложная. Уровень прямых иностранных инвестиций сократился на 14% по сравнению с прошлым годом. Спад инвестиционной активности подрывает условия для роста национальной экономики. За восемь месяцев мы получили рост ВВП только на уровне 2,8%.
— А ведь планировали 8%…
— В августе у нас вообще ВВП сократился на 1,6%. Сейчас нужно серьезно поработать, чтобы восстановить доверие инвесторов. И разговор идет даже не о льготах. Ключевая задача — восстановление доверия к государству Украина. Понимание этого есть у Президента, и однозначно должно быть у нового правительства.
— Августовский спад ВВП — это досадная неприятность или начало экономической депрессии?
— У нас есть все условия, чтобы переломить ситуацию и восстановить устойчивый рост экономики. Проект госбюджета-2006 составлялся, исходя из прогноза роста ВВП — 7% и инфляции — 8,7%.
— Прогноз очень уж оптимистичный… Исходя из нынешних темпов роста ВВП, добиться 7% в следующем году будет непросто.
— Чтобы выйти даже на 4%, нам в этом году нужно еще очень серьезно поработать. Но мы должны понимать, что для Украины необходимы темпы роста минимум 7-10% ежегодно. Некоторые наши деятели говорили, что нет ничего страшного в 4%-ном росте, мол, и в Европе то же самое — 1-3% роста ВВП считается хорошим показателем. Но пускай посмотрят на объемы ВВП той же Франции…
— Четвертая экономика мира, ВВП — $2 трлн.
— Надо понимать, что у Франции 1% прироста в год — это четверть всего ВВП Украины. Нам, чтобы не допустить увеличения и без того колоссального разрыва в уровне развития, необходим рост как минимум на 7-10% в год. Ели мы будем расти на уровне 3-4%, разрыв будет только увеличиваться.
— Но если Украина с трудом выходит на уровень 4% ВВП по итогам 2005 года, ставится под угрозу выполнение бюджета. Нужно проводить секвестр, или Вы видите другие варианты выхода из ситуации?
— Я думаю, новое правительство сможет решить вопрос выполнения бюджета.
— Даже учитывая невыполнение программы приватизации, средства от которой должны были пойти на покрытие дефицита бюджета?
— Очевидно, мы будем выходить на внешние заимствования.
— Вы не считаете, что правительство своими действиями в отношении инвесторов и несбалансированной бюджетной политикой подорвало базу для экономического роста в следующем году?
— Безусловно! Это очень серьезная проблема, которая в значительной степени касается распределения средств на потребление и развитие. Ведь у нас более 80% всех ресурсов госбюджета направляется на текущее потребление.
— Но ведь проект бюджета на 2006 год так же, как и его предшественник, более чем на 80% состоит из соцвыплат…
— У нас в правительстве была жесткая дискуссия на этот счет, и я считаю, что в ходе доработки проекта бюджета в парламенте он будет кардинально переделан. Подчеркну — кардинально. Мы вынуждены были сейчас представить его парламенту в таком виде, чтобы не срывать сроки бюджетного процесса.
— Что, по Вашему мнению, необходимо законодательно менять в первую очередь?
— Во-первых, необходимо вносить изменения, которые обеспечат условия для развития малого и среднего бизнеса, в частности, проект закона «Об упрощенной системе налогообложения» — она должна быть сохранена.
Во-вторых, однозначно необходимо снижение нагрузки на фонд оплаты труда. Это один из важнейших факторов, влияющих на тенизацию экономики, на платежеспособность внутреннего рынка.
В-третьих, необходимо создать условия для привлечения иностранных инвестиций. В частности, отменить обложение НДС инвестиций в виде основных фондов. Как это и было до 1 апреля текущего года. Сам налог на добавленную стоимость необходимо радикально реформировать.
— Как Вы планируете его реформировать?
— Необходимо уменьшать ставку НДС. Мы еще несколько лет назад обещали, что в 2005 году НДС будет снижен до 17-18%.
В условиях Украины надо доводить средневзвешенную ставку НДС до 10%, максимум до 12%. И это очень серьезная нагрузка. Параллельно надо решать вопрос с выполнением государством своих обязательств по возмещению НДС экспортерам, ведь задолженность опять начала расти.
— За счет чего можно компенсировать потери бюджета от снижения ставки НДС?
— За счет расширения базы налогообложения госбюджет вполне может компенсировать эти потери. Кроме того, никто не предлагает резкого одноразового снижения НДС, его надо проводить поэтапно. Ситуация требует четких действий антикризисного характера. За последнее время мы получили очень негативные тенденции в экономике. Правительство в ближайшее время, в октябре, рассмотрит пакет антикризисных мер. Необходимо снять административное давление на экономику.
— Но ведь об этом говорят каждый год, а потом приходит время подавать бюджет, и с завидной регулярностью перекраивается вся налоговая база…
— Не хочу указывать пальцем назад, но я был категорически против проекта изменений в бюджет-2005, и фракция Партии промышленников и предпринимателей голосовала против. У нас на всех этапах была очень неприятная дискуссия и с экс-премьером Юлией Тимошенко, и с министром финансов Виктором Пинзеником. К сожалению, мои тогдашние негативные прогнозы оправдались даже в большей степени, чем я ожидал.
— Вы активно выступали против ликвидации СЭЗ и ТПР и даже вынашивали планы их восстановления. Какая судьба ждет зоны в следующем году? Ведь в проекте бюджета-2006 льготы для них не предусмотрены…
— Разговор идет не столько о льготах, сколько о стимулах для привлечения необходимых Украине инвестиций. СЭЗ и ТПР используются во всем мире. К примеру, Польша сохранила 14 СЭЗов, которые будут работать. И это несмотря на требования ЕС ликвидировать все зоны с особыми режимами налогообложения. Это дает Польше возможность решать социальные, экономические проблемы.
Для Украины вопрос сохранения СЭЗ еще более важен, учитывая, что за годы независимости мы привлекли всего около $9 млрд. инвестиций. Решения, которые были приняты в бюджете текущего года, в одностороннем порядке нарушили права инвесторов, международные обязательства Украины. Можно было бы еще согласиться с тем, что там, где присутствует коррупция, не выполняются условия инвестиционных программ, такие программы должны отменяться.
— То есть можно было по каждому отдельному проекту принимать решение. Почему же тогда решили рубануть сплеча?
— У правительства есть возможность принимать конкретные адресные решения. Ведь все проекты были утверждены на основании специальных законов, где первым пунктом было записано: государство Украина обязуется обеспечить инвесторам на такой-то срок такие-то условия для реализации инвестиционных проектов. Государство продемонстрировало правовой нигилизм, без диалога с бизнесом отменив все условия, не предложив никаких компенсаций. Это очень сильно ударило по доверию инвесторов. После революции нам оставалось использовать политическую поддержку и конвертировать ее в новые возможности экономического развития. К сожалению, пока сделать это не удалось. Мы уже наделали много глупостей. Президент поручил правительству подготовить и в сентябре внести в парламент пакет предложений по минимизации негативных последствий односторонней ликвидации условий инвестиционной деятельности.
— Что имеется в виду под «минимизацией»?
— Для начала надо разобраться, где и какие инвестпроекты стоило ликвидировать, а какие можно и нужно было оставить. После проведения первого этапа инвентаризации стало ясно, что из более 590 инвестиционных проектов, реализующихся в Украине, в 172 проектах (27% общего количества) четко выполняются условия инвестиционной деятельности. Вторая группа проектов (около 240) требует определенной корректировки тех или иных условий. В сумме обе группы составляют почти 70% всех проектов. Остальные 30% — это как раз те, где наблюдается проявление коррупции или невыполнение инвестиционных условий. Эти проекты однозначно необходимо ликвидировать.
— Так что государство может предложить инвесторам?
— Все инвесторы первой группы должны завершить свои инвестиционные проекты на тех условиях, на которых начинали. Мы должны доказать, что Украина — это правовое государство, которое выполняет свои обязательства. Остальные инвестпроекты будут работать на общих условиях. В правительстве сейчас готовятся несколько законопроектов по упорядочиванию инвестиционной деятельности.
— Но ведь в проекте бюджета-2006 никаких стимулов для инвесторов не предусмотрено…
— Вопрос касается бюджета текущего года, именно в него необходимо будет вносить изменения. А в дальнейшем — корректировать проект бюджета-2006.
— Планируется выделить какую-то сумму на компенсацию инвесторам?
— Нет, компенсации мы не предусматриваем. Мы просто предлагаем проекты, в которых инвестиционные обязательства выполняются, завершить на тех условиях, которые предлагались изначально.
— В какую сумму обойдется госбюджету возобновление льгот для инвесторов?
— Точной цифры у меня нет, но я уверен, что бюджет не проиграет. Сумма инвестиций в проекты первой группы — $1,5 млрд. Если брать все проекты, которые имеют право на жизнь, то это около $4 млрд. В любом случае государство должно продемонстрировать, что выполняет взятые на себя обязательства.