Вчера вице-премьер по вопросам европейской интеграции Олег Рыбачук поменял свое кресло в правительстве на кабинет госсекретаря. Переезд г-на Рыбачука на ул. Банковую в украинском политикуме восприняли довольно спокойно. Его предшественник Александр Зинченко похвалил выбор Президента и похвастался «давней дружбой» со своим преемником.
Теплые слова в свой адрес госсекретарь Олег Рыбачук услышал даже от «новых оппозиционеров». Эсдек Нестор Шуфрич, вспоминая времена, проведенные вместе в парламенте, отметил прямодушие г-на Рыбачука и понадеялся, что на новой должности «он будет доводить до Президента всю информацию без искажений».
По мнению политолога Владимира Полохало, приход Олега Рыбачука в госсекретариат на руку группе Порошенко — Третьяков — Мартыненко: «он (Рыбачук) всегда был ближе к группе «Разом» и им будет легче найти с ним общий язык. Сейчас эта группа делает отчаянные попытки спасти свой имидж, но общественное мнение на стороне Александра Зинченко. Рыбачук компромиссная фигура и будет своеобразным посредником между «воюющими сторонами». Рыбачук всегда неплохо уживался и с Юлией Тимошенко».
Есть и другая версия президентских мотивов перевода г-на Рыбачука поближе к себе, которая, впрочем, не противоречит версии «Рыбачук — миротворец». Политолог Дмитрий Выдрин считает, что новое назначение указывает на две тенденции во власти: «во-первых, формирование власти продолжается по принципу личной преданности Президенту. Это подтверждает назначение госсекретарем Олега Рыбачука, который с одной стороны является человеком очень близким и зависимым от Президента. Во-вторых, назначение Рыбачука госсекретарем может указывать на планы скорой ликвидации должности вице–премьера по евроинтеграции». Будет ли г-н Рыбачук «мирить» команду г-на Ющенко непонятно, но факт, что особых других дел у него не будет — «наследство» г-на Зинченко, оставшегося «командиром одного Лубкивского» не впечатляет.
И вообще, чем будет заниматься госсекретарь, и нужен ли он в структуре украинской власти? Для поиска ответа на этот вопрос г-н Зинченко и г-да из «Поры» вчера даже «круглый стол» организовали. Экс-госсекретарь полагает, что Президент Ющенко облюбовал польскую модель реализации президентской власти. В Польше отсутствует Секретариат, а президент имеет свой Кабинет. А вот СНБОУ Польши выполняет «содержательную функцию, которая сопровождает деятельность президента». Другими словами, СНБОУ Польши — это и есть «генератор идей» и центр принятия судьбоносных решений. Воплощение в жизнь идеи реструктуризации Секретариата и передача его главных функций СНБОУ и стали одной из главных причин конфликта.
Что в сухом остатке? Только ленивый ныне не обвиняет Президента в потере контроля над ситуацией в стране. Тут и Леонид Кравчук, пребывающий в оппозиции, и совсем не оппозиционные (или не совсем оппозиционные) функционеры «Поры». «На сегодняшний день в Украине нет президента с большой буквы.
Мы не видим той позиции, тех решений, которые соответствуют роли главы большого государства в центре Европы»,— заявил вчера один из лидеров «Поры» Валерий Боровик. Это во-первых. Во-вторых, в стране продолжает муссироваться тема возможных отставок высших чинов государства — Юлии Тимошенко и Петра Порошенко.
Советник Президента Владислав Каськив (он тоже один из лидеров «Поры») в беседе с корреспондентом «ЭИ» заявил: «Мы («Пора») считаем, что при сложившихся обстоятельствах должна произойти смена политических поколений. Я думаю, что ничего страшного не случилось бы, а к процессу управления страной пришли бы не менее эффективные, мобильные политики. Что касается Тимошенко, тут есть политический фактор. Я думаю, что уход Тимошенко с должности премьер-министра Украины был бы политической ошибкой. Потому что необходимо, чтобы человек, который является носителем идей, который имеет личный рейтинг, сопоставимый с рейтингом Президента, оставался в политической коалиции как минимум по политическим причинам. Даже если не оценивать функциональные качества. Что касается других фигурантов (Порошенко, Мартыненко, Третьяков.— Авт.), у которых нулевые рейтинги, то я думаю, что их отставка — не проблема».