Финансы

В очередь!

Сегодня вступает в силу постановление Национального банка №312, которое ограничит доступ банков к сверхсрочным кредитам НБУ. Похоже, на это Нацбанк подвигла августовская статистика по рефинансированию: в последнем летнем месяце НБУ кредитовал банки на беспрецедентную в этом году сумму в 4,3 млрд. грн. Теперь банкам придется тщательнее управлять активами и пассивами либо активнее одалживать на межбанке.




Постановлением НБУ разрешил себе «устанавливать своими распорядительными документами частоту обращений банков к Национальному банку и максимальный размер кредита overnight (бланкового)». Под частотой подразумевается «количество получения кредитов на протяжении текущего месяца». «Чтобы банки не злоупотребляли кредитами overnight, а качественнее управляли своими активами и пассивами. Кроме того, кредит overnight бланковый (или беззалоговый) с точки зрения НБУ является более рисковым, а так как действие постановления распространяется именно на этот вид рефинансирования, то риски Нацбанка, соответственно, снижаются»,— так в НБУ аргументируют необходимость нововведения. Собственно, нечто подобное уже было в апреле 2004 года: регулятор временно ограничил сумму кредитов 10% сформированного обязательного резерва, за вычетом кассовой наличности.



Судя по всему, вновь на такое решение чиновников Нацбанка подтолкнула динамика рефинансирования в последние месяцы. Если за январь-май объем кредитования НБУ коммерческих банков немного превысил 100 млн. грн., то в июне он уже составил 440 млн. грн., в июле — 360 млн., а в августе этот показатель чуть не побил все рекорды, достигнув 4,3 млрд. грн.



Структуру августовских кредитов регулятор не раскрывает, но, скорее всего, она похожа на ту, что была в предыдущие месяцы (в июне-июле это были исключительно сверхсрочные кредиты). Ведь в августе стоимость гривневых ресурсов overnight на межбанке достигала 20%, так что массовое привлечение бланкового рефинансирования (под 15%) было вполне ожидаемым. Учитывая, что в целом банковская система не испытывала недостатка ликвидности (остатки на корсчетах колебались вокруг отметки 10 млрд. грн.), нездоровый интерес банкиров к рефинансированию был воспринят в НБУ как признак неумелого управления активами и пассивами.



Напомним, полтора года назад Нацбанк уже усложнил доступ банков к рефинансированию. С 20 марта 2004 г. для получения кредита у центробанка банкам необходимо было выполнять ряд нормативов, работать на рынке больше года, выполнять требования по максимальной доле межбанка в обязательствах и т.д.



А чтобы претендовать на бланковые «ночные» кредиты, вдобавок следовало иметь высшие, т.е. на уровне 1-2, оценки по шкале CAMELS. Это решение было вызвано тем, что в 2003 г. банки вдруг почувствовали вкус к рефинансированию: за весь год объем составил 26,3 млрд. грн., что в 22 раза превысило показатель предыдущего года. Причем 90% этой суммы пришлось именно на кредиты «овернайт». Нововведения подействовали: уже в апреле-октябре 2004 г. рефинансирование составило всего полмиллиарда гривень. Лишь в ноябре-декабре (т.е. во время революции) НБУ пришлось поддержать банки суммой в 19,1 млрд. грн.



Насколько сложным окажется нынешнее нововведение, покажет практика его реального применения — т.е. конкретные частота и сумма. «Если условия ужесточатся, банки будут вынуждены проводить более сбалансированную ресурсную политику, снижать свою зависимость от межбанковского рынка путем адекватного росту активов прироста пассивов,— сообщил «ЭИ» начальник казначейского департамента АКИБ «УкрСиббанк» Александр Молдавский. — То есть, либо увеличивать свою депозитную базу (без межбанка) для фондирования выдаваемых кредитов, либо сокращать объемы кредитования». Соответственно банки, которые не смогут этого сделать, будут привлекать ресурсы на межбанке. Но пока что ставки на межбанковском рынке ниже стоимости рефинансирования, так что, по данным г-на Молдавского, на сегодняшний день банки практически не одалживают у Нацбанка.

goryunov