Государство

Святославие

Во время брифинга 25 августа генпрокурор демонстрировал неслыханную скромность: говорил о себе в третьем лице («Святослав Михайлович Пискун сделал… купил… выделил»), периодически вспоминал о титулах («я как член ассоциации генпрокуроров…») и, не жалея душевных сил, нахваливал работу — свою и своего ведомства. Более всего г-на Пискуна воодушевляли собственные творческие планы, среди которых создание Национальной службы расследований, упразднение военных прокуратур и установление «прокурорского надзора за судебными решениями». Реформаторская генпрокурорская длань распростерлась и над службами МВД: г-н Пискун предлагает «переформатировать» УБОП и создать муниципальную милицию. При этом возможность отставки г-на Пискуна нисколько не пугает.

В начале общения с журналистами Святослав Пискун сразу попытался отмести всякие разговоры об излишней предвзятости прокуратуры, заявив, что она «не преследует ни кучмистов, ни «голубых», ни «оранжевых», а только преступников, независимо от цвета» (интересно, что думают об этом экс-руководители Донецкой и Харьковской областей Борис Колесников и Евгений Кушнарев.Ред.). Ведомая буквой закона и лично ее шефом в нынешнем году Генпрокуратура, по словам Пискуна, продемонстрировала лучшие показатели за последние 10 лет. Святослав Михайлович пообещал, что и впредь вверенная ему структура будет «трудиться и бороться» на «отлично», особо ударяя по двум направлениям: защите конституционных прав граждан и расследованию резонансных дел. При этом г-н Пискун никак не прокомментировал последние новости по делу Георгия Гонгадзе (в частности, допрос экс-майора госохраны Николая Мельниченко американскими судьями) и не поделился с журналистами информацией о продвижении расследования отравления Виктора Ющенко.

ФБР по-украински


 


Приступить к реформированию прокуратуры г-н Пискун решил с создания Национальной службы расследований (НСР передадут расследование уголовных дел, которые сейчас находятся в подследственности прокуратуры. — Ред.), ибо «неправильно и нехорошо, когда прокурор сам выступает следователем и сам исполняет функции надзора за своей деятельностью». Однако, как резонно заметил в интервью «ЭИ» народный депутат и главный претендент на кресло генпрокурора Владимир Стретович, заняться этим стоило еще девять лет назад: «В 1996 году в переходных положениях Конституции была заложена норма о необходимости реформирования системы досудебного следствия».

Нынешнее резкое повышение интереса генпрокурора к «ФБР по-украински» можно пояснить лишь стремлением установить жесткий контроль над процессом ее создания (на должность главы НСР прочат народного депутата Виктора Короля.Ред.). Напомним, что в контроле над новой силовой структурой заинтересованы также министр внутренних дел Юрий Луценко и председатель СБУ Александр Турчинов.

Однако и генпрокурор бдит. «Станислав Михайлович Пискун, — сказал Станислав Михайлович Пискун, —  построил для следственного подразделения прокуратуры отдельное помещение в пять этажей, купил мебель, машины, поставил забор, построил специальную секретную часть. Мини-нацслужба расследований уже существует на Подоле».


Однако  г-н Пискун не собирается монополизировать участок «антикоррупционной работы». Вторя словам Юрия Луценко, добивающегося для милиции права проводить досудебное следствие по экономическим преступлениям, генпрокурор заявил: «Каждый правоохранительный орган должен иметь право расследовать подобные (антикоррупционные) дела в рамках своей компетенции: и МВД, и СБУ, и Государственная налоговая администрация. Иначе придется бороться  с коррупцией внутри самой Нацслужбы расследований».

Планов громадье


 


Не ограничиваясь работой по созданию НСР,  деятельный Святослав Пискун намерен добиваться возвращения органам прокуратуры «отобранного» в 1998 г. в рамках судебной реформы права надзора за решениями судов. Владимир Стретович в этом вопросе Святослава Пискуна поддерживает. «Нельзя было отправлять суды в свободное плаванье», — заметил он «ЭИ». Впрочем, для этого нужно будет внести соответствующие изменения в Конституцию и повернуть вспять судебную реформу.


Кроме того, г-н Пискун намерен фактически упразднить военные прокуратуры. Прямо с понедельника. Военными делами будут ведать прокуроры гражданские, для особых случаев заведут «специальных прокуроров, которые будут иметь допуск к военным тайнам и смогут расследовать специфические дела».

Замахнулся генпрокурор и на МВДэшное ведомство. Он выступает за «превращение УБОПа в засекреченную элиту МВД» и за создание муниципальной милиции, контроль над которой будет осуществлять руководимое им ведомство. Вряд ли эта инициатива понравилась г-ну Луценко. По мнению экс-генпрокурора Геннадия Васильева, «любое реформирование, затеянное непрофессионалами в условиях кадровой чехарды, исключительно опасно».

Еще не ушелец


 


23 августа Президент Виктор Ющенко в который раз высказал высочайшее недовольство работой прокуратуры. Однако это, похоже, не смутило Святослава Пискуна. Он откровенно «не понимал» вопросы журналистов:  «Что значит, кадровые изменения в прокуратуре? Что значит, в руководстве? Если у кого-то есть законные основания меня с этого кресла снять — милости прошу — пусть вносят представление в Верховную Раду. Если она проголосует за мое увольнение после того, как я отчитаюсь в декабре, тогда «до свидания, Пискун». Похоже, что возможность более раннего, «додекабрьского»,  сложения полномочий Святослав Михайлович даже не рассматривает. Критику в свой адрес он считает напраслиной, равно как и слухи о его конфликте с министром внутренних дел. По словам г-на Пискуна,  это — не более чем «сложные деловые отношения», конкуренция двух ведомств, «начавшаяся еще в 1927 г. (тогда в СССР реформировали систему досудебного следствия. — Ред.)». Вообще, признался генпрокурор, «у меня со всеми должны быть плохие отношения», потому что «очень неприятно арестовывать и сажать друзей». И, вздохнув, добавил: «Вот такой я человек — человек-закон, как говорят».

babanina
Share
Published by
babanina