Государство

«Я готов уйти в отставку»,—

Усилия правительства по созданию «социально ориентированной рыночной экономики» и попытки власти расправиться с крупным национальным бизнесом значительно повысили статус Антимонопольного комитета Украины (АМКУ). Именно это ведомство расследует картельные сговоры на рынках бензина, мяса и сахара. Однако глава АМКУ Алексей Костусев не является ставленником новой власти. Более того, после президентских выборов он возглавил оппозиционную партию «Союз». «ЭИ» решили поинтересоваться перспективами наиболее резонансных антимонопольных дел и заодно выяснить, как работается г-ну Костусеву в новых условиях.

— С приходом новой власти Вы заявили, что намерены оставить пост главы комитета?


 


— Да. Сказал, что готов к этому.

— Вы своего решения не изменили?


 


— Я заявил, что готов уйти в отставку, если это кому-то нужно. Но не раньше, чем закончится дело Western Union, закончится заказная, беспрецедентная проверка АМКУ со стороны Генпрокуратуры. Расследование против Western Union мы довели до конца, компания снизила в два, а то и четыре раза тарифы на перевод денег из Португалии, Испании, Италии. $100 млн. ежегодно, которые уходили в Америку, сегодня остаются в украинских семьях. На недавнем заседании Межгосударственного совета по антимонопольной политике стран СНГ, которое я проводил в Минске, это дело вызвало фурор.

Но если с Western Union мы справились, то с прокуратурой — нет. Она проверяет комитет уже четвертый месяц. Проверяет всю деятельность АМКУ, впервые за все 12 лет его существования. Я хоть сейчас готов написать заявление и уйти, но не могу бросить коллектив на произвол судьбы. Я чувствую, что люди напуганы, их терроризируют.

— И каковы результаты этих проверок?


 


— Это вы у правоохранителей спросите. Сроки окончания проверки нам неизвестны, никаких документов о результатах комитету до сих пор не предоставлено.

— Вас допрашивали?


 


— Нет, не допрашивали.

— А в целом, какие у Вас отношения с новой властью?


 


— Отношения с новой властью рабочие. Мы направляем в Кабмин, в Секретариат Президента, в Совбез информацию по тем или иным вопросам. Но встреч ни с Виктором Ющенко, ни с Петром Порошенко, ни с Александром Зинченко у меня не было. А с Кабмином взаимодействие нормальное — и на уровне документов, и лично с Юлией Тимошенко.


 


— Юлия Владимировна не оказывает на Вас давление при принятии того или иного решения?


 


— Нет, премьер на нас не давит. Мы сами понимаем, в каких случаях нужно поддержать усилия правительства.

— Власть после выборов изменилась?


 


— Я не могу сказать, что вижу конкретные изменения. Это сложная тема. И скользкая. Пока я не вижу людей с новыми подходами к работе, нет и особых изменений в системе принятия решений. Время все расставит по своим местам. Но есть то, что не лезет ни в какие ворота. В 1937 году были репрессированы мои оба деда. В страшном сне не могло присниться, что в XXI веке и со мной будут бороться теми же сталинскими методами.

— В органах исполнительной власти происходит масштабная ротация кадров. Что с кадрами в Вашем ведомстве?


 


— Антимонопольный комитет — 11 человек, которых назначает Президент на семь лет. Ни у кого из них срок полномочий еще не закончился. Поэтому, чтобы назначить кого-то желанного, хочешь не хочешь, надо подождать. А уровень начальников управлений или департаментов новую власть не очень интересует.

— За последнее время АМКУ провел несколько громких расследований, но их результаты неочевидны…


 


— Что Вы имеете в виду?

— К примеру, чем закончилось дело по антиконкурентному сговору торговцев бензином?


 


— У нас нет «смазанных» расследований. Вспомните «Сентозу» и «Авиас», расследование монополизации рынка нефтепродуктов в Днепропетровске в 2003 году, закончившееся штрафом в 100 млн. грн. Сейчас комитет активно расследует два дела по нефтяным компаниям. Первое — по подозрению в антиконкурентном сговоре «ТНК-ВР Украина», «ЛИТАСКО-Украина», «ЛУКОЙЛ-Украина», «ЛиНОС» (Лисичанский НПЗ), «ЛУКОЙЛ» (Одесский НПЗ). Второе — возможное злоупотребление монопольным положением Торговым домом «ТНК-Украина». Речь идет об установлении компанией завышенных цен на бензин и дизельное топливо, что невозможно было бы сделать в условиях реальной конкуренции. Нефтяные компании всячески препятствуют комитету в проведении этих расследований, поэтому параллельно мы возбудили еще два дела о непредоставлении информации и предоставлении недостоверной информации компаниями «ТНК-ВР Украина» и «Торговый дом ТНК-Украина». Буквально на следующей неделе мы планируем провести открытое заседание комитета и принять решения по этим делам.

Не исключено, что вскоре мы откроем еще одно дело. АМКУ подозревает в коллективном монополизме ряд предприятий, в частности, «ЛиНОС», «ЛИТАСКО-Украина», «ЛУКОЙЛ», «Укртатнафта» (Кременчугский НПЗ), Торговый дом «ТНК-Украина». Мы уже закончили проверку деятельности этих предприятий. А в августе, после детального и независимого анализа полученной информации в АМКУ по этому вопросу состоятся открытые слушания, с тем чтобы каждая сторона могла публично представить свою позицию. Затем комитет примет решение.

— После того как кризис миновал, нефтяники изменили принципы своей работы или все осталось по-прежнему?


 


— Сегодня нефтяники ведут себя достаточно корректно. Очевидно, поняли, что, какими бы большими людьми они ни были, шутить с ними не будут. Я бы лишних обвинений в их адрес не бросал. Но при этом хочу, чтобы все понимали: Украина энергетически зависимая страна. Нашей нефти хватает на удовлетворение лишь 10% собственных потребностей. И нельзя питать иллюзии, что если в мире будет повышаться цена на нефть, на бензин, то в Украине все останется по-прежнему. Такого быть не может. Рано или поздно бензин подорожает.

— Давайте поговорим о мясе. Ситуации на этом рынке было посвящено много заседаний правительства… И чем все закончилось?

— Я бы не хотел комментировать действия правительства, это не моя компетенция. Но попытки правительства отслеживать важные рынки я приветствую. И не надо злорадствовать, если у него что-то не получилось. Юлия Тимошенко действует в интересах простых людей. Кому-то могут нравиться ее методы, кому-то могут не нравиться, но ее цели, безусловно, благородные.

— Есть ли нарушения антимонопольного законодательства на рынке мяса?


 


— С апреля комитет принимает меры для предотвращения нарушений конкурентного законодательства и антиконкурентных сговоров на продовольственных рынках. Выяснилось, что по нашей линии там вопросов нет. Сегодня на рынках мяса и мясной продукции нет таких субъектов хозяйствования, которые занимали бы монопольное положение. Тем не менее АМКУ выявил массу «сопутствующих» нарушений — завышались цены на торговые места, предпринимателей принуждали делать «благотворительные» взносы на развитие того или иного рынка. За такие нарушения мы оштрафовали более трех с половиной десятков субъектов хозяйствования, еще около 200 после наших рекомендаций «исправились». Но есть вопросы и к правоохранительным органам. Судя по всему, на рынке мяса действует некая «мафия», которая и завышает цены. Я сталкивался с этим, когда работал зампредом Одесского горисполкома. У крестьян мясо отбирают, точнее, заставляют сдавать по низкой цене, а на рынке стоят только перекупщики, которые и продают втридорога.

— Что Вы скажете о росте цен на сахар?


 


— В докладной на имя Президента и премьера комитет сообщил, что по результатам расследований на сахарном рынке нарушений законодательства о защите экономической конкуренции не выявлено. Рост цен был вызван другими причинами, возможно, не до конца продуманной политикой государства в этой сфере. Но мы продолжаем анализировать причины резкого скачка цен на сахар в июне. АМКУ потребовал от крупных оптовиков доказать, что для повышения цен были объективные причины. Если их аргументы окажутся неубедительными, у нас будут все основания квалифицировать действия оптовиков как антиконкурентные.

— Не так давно было сделано несколько громких заявлений об антимонопольном сговоре в ряде подотраслей  горно-металлургического комплекса. В частности, Владимир Бойко, экс-директор ММК имени Ильича заявлял о необоснованном росте цен на кокс, руду, железнодорожные перевозки… Как сейчас обстоят дела на этих рынках?


 


— Действительно, чаще других к нам обращался г-н Бойко. Мы ему помогаем в пределах своей компетенции. Однако фактов антиконкурентных сговоров в этой отрасли пока не установили. По-моему, кризисные явления в металлургии связаны не с монополизмом поставщиков сырья, а с изменением конъюнктуры рынка. Раньше метзаводы покупали сырье по сравнительно низким внутренним ценам и экспортировали металл по сравнительно высоким мировым ценам. Сейчас ситуация изменилась — цена на сырье выросла, а на металл упала. Выход из сложившейся ситуации я вижу только один — создание вертикально-интегрированных предприятий в ГМК.

— Почему?


 


— Если есть единая структура, начиная от шахты и заканчивая трейдерами на мировых сырьевых биржах, то хозяин заинтересован в поддержании рентабельности всех звеньев. То же самое — создание ВИНК — надо сделать и на нефтяном рынке, чтобы не было нефтяных кризисов. Что же касается «Укрнефти», то мы стараемся максимально идти ей навстречу, так как понимаем важность стабилизации на рынке ГСМ. Со следующей недели комитет начнет рассматривать вопрос о предоставлении «Укрнефти» разрешения на покупку 192 автозаправок в 23 областях. Российским нефтяникам нужно создать реального конкурента.

— Действующего законодательства достаточно для борьбы с нарушителями?


 


— Одна из существующих проблем — сбор доказательств в ходе расследования. В рамках адаптации украинского законодательства к европейскому, выполнения Украиной взятых перед ЕС обязательств по обеспечению эффективной защиты конкуренции, мы разработали проект закона «Об обеспечении доказательств по делам, которые рассматриваются органами Антимонопольного комитета Украины». Его применение позволит повысить эффективность проведения комитетом расследований антиконкурентных сговоров. Однако законопроект пока не принят. Его принятие зависит от того, понимают ли наши парламентарии необходимость решения данных вопросов.

В целом для борьбы с антиконкурентными сговорами государство должно выстроить полноценную систему. Которая бы включала в себя и законодательное обеспечение, и взаимодействие различных органов власти, и подготовку квалифицированных кадров для проведения таких расследований.

Персона


 


Алексей Костусев, родился 29 июня 1954 г. в Невельске на Сахалине. Окончил Одесский институт народного хозяйства по специальности «экономист». В 1975-1991 гг. преподавал в Одесском институте инженеров морского флота. В 1990 г. был избран депутатом Одесского горсовета.


 


До 1993 г. работал в Киевском райисполкоме Одессы, в последующие два года возглавлял комитет приватизации города. Затем до 1998 г. — благотворительный фонд им. Б. Деревянко. В 1998 г. стал народным депутатом Украины по списку блока «СПУ-СелПУ». В декабре 1999 г. перешел во фракцию «Трудовая Украина». В феврале 2000 г., после смещения Александра Ткаченко с поста спикера, возглавил парламентский Комитет по вопросам экономической политики, управления народным хозяйством, собственности и инвестиций. Главой Антимонопольного комитета избран 14 декабря 2001 г. Увлекается историей и итальянским языком.

lavrinenko
Share
Published by
lavrinenko