Он — технарь, начальник департамента ресурсов нефти и газа НАКа, и в отличие от многих политиков, как российских, так и наших, о работе украинской газотранспортной системы может судить со знанием дела. По его словам, Украина в «газовых взаимоотношениях» с Россией ведет себя исключительно в рамках подписанных соглашений, поэтому все обвинения российских властей беспочвенны. Более того, если следовать букве и духу существующих межгосударственных договоренностей, РФ еще долго не сможет поднять нам цену на газ, равно как и мы увеличить «Газпрому» тарифы на транспортировку голубого топлива.
— Николай Иванович, прокомментируйте, пожалуйста, последние заявления российских властей о воровстве Украиной природного газа.
— Это исключительно политические спекуляции, в которых нет ни грамма правды. Насколько я могу судить, в их основе лежат сообщения о пропаже российского газа из украинских подземных хранилищ газа (ПХГ). Как человек, непосредственно отвечающий в «Нефтегазе Украины» за баланс природного газа, совершенно ответственно говорю вам — этот газ никто не воровал, он есть в наличии. И это подтверждается документально.
При закачивании в ПХГ этот газ ежемесячно декларировался в таможенных органах — как российских на выходе из страны, так и украинских — на входе. Если бы мы этого не делали, то были бы все основания возбудить уголовное дело.
По окончании месяца закачки лично я как представитель «Нефтегаза» вместе с представителем ОАО «Газпром» (в частности, с заместителем председателя правления компании Александром Рязановым) подписывали акты сверки о наличии соответствующих объемов газа в хранилищах.
По завершении сезона отбора (после 15 апреля. — Ред.) с «Газпромом» подписывался ежегодный акт сверки. Все акты за предыдущие годы у нас есть. К примеру, после отбора газа в сезоне 2001-2002 гг. запасы российского топлива в наших ПХГ составляли 3,34 млрд. куб. м, после сезона 2002-2003 гг. — 4,03 млрд. кубов, после сезона 2003-2004 — 7,79 млрд. куб. м.
В этом году (по итогам осенне-зимнего сезона 2004-2005 гг.) мы также направили в Россию все необходимые документы, подтверждающие наличие принадлежащих «Газпрому» 7,792 млрд. куб. м газа.
— Когда документы были отправлены в Москву?
— В конце апреля. Однако, к удивлению, «обратной подписи» от руководства «Газпрома» на акте сверки мы не получили. А потом возник скандал. На пустом месте возник — позже наличие газа в ПХГ подтвердили и сами россияне.
13 июня приехавший в Киев «на поиски» г-н Рязанов в присутствии депутата Госдумы России Константина Затулина (известного своими антиукраинскими настроениями. — Ред.) подписал протокол, в котором, в частности, говорится: «Газпром» поднял вопрос о наличии газа «Газпрома», который был закачан в предыдущие годы в подземные хранилища… НАК подтвердил наличие в подземных хранилищах 7,79 млрд. куб. м природного газа, которые являются собственностью «Газпрома», представил акт сверки от 30.04.05…». Мы представили им все таможенные декларации.
— Но это протокол. А подписал ли «Газпром» непосредственно акт сверки?
— Акты сверки украинская и российская стороны подписали на следующий день, 14 июня. Подписали два акта, поскольку газ в ПХГ Украины хранится в соответствии с двумя контрактами.
— Россияне говорят о том, что нынешней зимой «Нефтегаз» не выполнял заявки «Газпрома» на отбор газа из ПХГ?
— Действительно, «Газпром» подал нам ряд заявок, которые не были выполнены, потому что не отвечали условиям действующих договоров.
— «Газпром» какие-нибудь претензии предъявлял?
— Нет. Позже руководство российской компании признало нашу правоту. Поэтому на следующий год мы уже уточнили новые условия заявок. Они вошли в проект допсоглашения на 2006 год, которое мы в марте отправили «Газпрому».
— Какими документами регламентируются операции, связанные с ПХГ?
— В первую очередь это долгосрочный контракт «Нефтегаза» с «Газпромом» от 1 июля 2002 года об объемах и условиях закачки природного газа в подземные хранилища, хранения, отбора и его транспортировки на период до 2013 года. Этим документом (и ежегодными дополнениями к нему), который был подписан в рамках заключенного Украиной и Россией в том же 2002 году долгосрочного газового соглашения, были урегулированы законодательные аспекты нахождения российского газа на территории Украины, стоимость затрат на его транспортировку, закачку, хранение, а также порядок хранения и отбора этого газа из подземных хранилищ.
Так вот, в контракте сказано, читаю: «Газ, закачанный в ПХГ, используется для обеспечения надежности экспортных поставок «Газпрома» в европейские страны в осенне-зимний период». То есть зимой, когда потребление газа увеличивается. Далее: газ из ПХГ также может использоваться для компенсации отклонений суточных объемов прокачки газа на экспорт от среднесуточного их значения более 5%, а по газоизмерительной станции (ГИС) «Ужгород» — более 3%. («Газпром» не всегда ритмично поставляет контрактные объемы газа за рубеж; до 80% экспортных поставок в Европу осуществляются именно через эту ГИС. — Ред.).
Газ поднимается из ПХГ по заявке «Газпрома», которая должна быть в пределах суточных объемов, определенных в ежегодных дополнительных соглашениях к контракту. При этом письменное уведомление подается «Нефтегазу» за 12 часов до начала дополнительных поставок в европейские страны. То есть нельзя потребовать: вы нам дайте объем на два часа ночи, и все тут…
— Объемы отбора регулируются?
— Конечно. В частности, в дополнительном соглашении №3 к договору на 2004-2005 гг. предусмотрено, что в IV квартале 2004 г. из ПХГ можно отобрать не более 1,75 млрд. куб. м и столько же — в I квартале 2005 г.
— Получается, что «Газпром» может отбирать из ПХГ в осенне-зимний период не более 3,5 млрд. кубов газа, даже если этого газа там может быть гораздо больше?
— Да. Ограничиваются и суточные объемы отбора газа. При этом россияне обязаны отбирать газ по дням равномерно. Но, столкнувшись с резким ростом спроса на топливо в странах Европы в конце этой зимы, «Газпром» захотел увеличить объемы отбора газа из украинских ПХГ. Однако нас это не устраивает.
— Почему?
Это не соответствует условиям подписанных договоров. Как я уже говорил, согласно технологическим режимам работы ПХГ, данный газ должен отбираться равномерно.
— А как Вы можете прокомментировать требование «Газпрома» выкупить газ, находящийся в наших ПХГ?
— Как политическое. Во-первых, выкуп не предусмотрен договорами. Во-вторых, если россияне пойдут на этот вариант, у них через полтора года газа в ПХГ не останется. Но все дело в том, что «Газпрому», как показывает практика, нужно иметь минимум 1,5-2 млрд. кубов газа в ПХГ Украины для гарантированных поставок в Европу.
Например, вчера вечером в Европе было -2oC, а сегодня утром уже -10oC. Там сразу же резко возрастает потребление газа (на полсотни миллионов кубов в сутки). А «Газпрому» нужно от 36 до 42 часов (в зависимости от маршрута), чтобы протранспортировать дополнительное количество газа. И Европа все это время мерзнет. Технари, и наши, и газпромовские, это прекрасно понимают.
— «Газпром» также угрожает, в случае неуступчивости «Нефтегаза», зачесть «газ раздора» в качестве платы Украине за транзит …
— Это сделать практически невозможно, так как опять же нужно менять всю существующую правовую базу.
В частности, в договоре до 2013 года записано, повторюсь, что отбираемый из хранилища газ направляется на увеличение экспортных поставок «Газпрома» в европейские страны зимой, на компенсацию отклонений суточных объемов. Но не сказано, что он может использоваться для платы за транзит.
Возьмем еще дополнение к договору на нынешний год. В нем записано, что расчеты «Газпромом» за транзит газа по территории Украины проводятся природным газом из прямых трубопроводов (то есть из «трубы», а не из хранилища. — Ред.).
— А соглашения на 2006 год уже подписаны?
— Проекты документов россиянам направлены, сейчас идут активные переговоры по согласованию. Россияне вышли с предложениями о внесении изменений в ежегодный межправительственный протокол, на основе которого подписываются все другие газовые документы.
Протокол, ежегодно подписываемый правительствами Украины и России, определяет стоимость транзита, цену и объемы газа, передаваемого в оплату за транзит, объемы транзита, объемы транспортировки среднеазиатского газа в Украину. Так что все будет зависеть от нашего правительства.
— Какие изменения предлагают внести россияне? Ухудшают ли они, в случае принятия, положение «Нефтегаза» и Украины в целом?
— Поскольку переговоры по данному вопросу еще не закончены, думаю, что какие-либо оценки являются преждевременными.
— Тем не менее, скажите, вопрос увеличения цены на российский газ для нас поднимается?
— Поднимается по инициативе российской стороны. Но дело в том, что до 2009 года «Газпром» вообще не может ставить перед нами этот вопрос.
— Почему?
— Контрактом до 2013 года между «Нефтегазом Украины» и «Газпромом» с учетом дополнений к нему предусмотрено, что до 2009 года ставка платы за транзит устанавливается на уровне $1,09375 за транспортировку 1000 кубометров газа на расстояние 100 км, а цена российского газа, поставляемого в счет оплаты транзита, составляет $50 за 1000 кубов.
Но опять же, все будет зависеть от действий правительств. Если будут решения об увеличении цены, увеличении тарифов, то мы возьмем «под козырек» и будем продолжать работать. (В начале недели премьер-министр Юлия Тимошенко заявила о том, что нынешние условия газовых договоренностей с Россией ее устраивают, и она не собирается их пересматривать. — Ред.)
— Как к конфликту относятся в Европе?
— На сегодняшний день Европа никак не реагирует. Главное для них — получение газа в объемах, определенных контрактами. Им все равно, какая политическая игра ведется у нас. И они получают газ в полном объеме. От диспетчерских служб Польши, Словакии, других стран, которым мы передаем газ, к нам не поступило ни одной жалобы. И не только сейчас, но уже несколько лет подряд у нас с ними нет никаких проблем.
— Как Вы оцениваете работу компании «РосУкрЭнерго» — транзитера туркменского газа?
— В первом полугодии среднеазиатский газ поступил в Украину в запланированных объемах.
Персона
Николай Гончарук, родился в 1948 году. Окончил Киевский технический университет строительства и архитектуры. Кандидат технических наук. В нефтегазовой отрасли работает почти 30 лет, из них большую часть занимался развитием системы газоснабжения населенных пунктов Украины. Прошел путь от инженера республиканского объединения «Укргаз» до начальника департамента НАКа.
Компания
НАК «Нефтегаз Украины» — крупнейшая по объемам валового дохода, экспорта, импорта, капиталовложений компания Украины. В
2004-м ее доход от реализации продукции составил 35,1 млрд. грн. 100% акций «Нефтегаза» принадлежит государству. На предприятиях НАКа работает более 160 тысяч человек.Через территорию Украины транспортируется в Европу более 80% российского газа. В 2004 г. его транзит превысил
120 млрд. куб. м. Газотранспортная система Украины объединяет 37,1 тыс. км магистральных газопроводов (в т. ч. 14 тыс. км диаметром 1020-1420 мм), 72 компрессорные станции, 13 подземных хранилищ вместимостью 33 млрд. куб. метров. Пропускная способность системы на входе составляет 290 млрд. куб. м в год, на выходе — 175 млрд. куб. м.