Государство

Поговорим о наболевшем

Вчера, 16 июня, члены Кабинета министров на своем заседании думали над тем, как обеспечить стабильную работу в горно-металлургическом комплексе в условиях ухудшения внешней конъюнктуры. А также как гарантировать права собственности и обеспечить законность при их реализации. Принятые ими решения, судя по всему, будут иметь далеко идущие последствия…


 


Собственность

Заседание правительства закончилось. И премьер-министр Юлия Тимошенко поехала в Мариинский дворец воплощать в жизнь коллективное решение Кабмина — вместе с председателем Верховной Рады Владимиром Литвиным подписывать меморандум о гарантиях прав собственности и обеспечения законности при их реализации. По мнению присутствовавшего на церемонии Президента Виктора Ющенко, подписание этого документа свидетельствует о том, что Украина ставит точку в затянувшейся дискуссии о реприватизации. «Отныне все связанные с приватизацией процессы в Украине будут решаться исключительно в правовом поле»,— выразил надежду глава государства.


Он убежден: законодательная и исполнительная ветви власти в своей деятельности готовы руководствоваться тем, что законы о приватизации обратной силы не имеют. Но, похоже, имеются в виду всё же объекты, которые только предполагается продать, поскольку от идеи «переприватизировать» ряд «проблемных» предприятий новая власть не отказалась. Она оставила за собой право «оспорить, подать в суд и защитить государственные права» по тем «приватизационным проектам, которые были реализованы с нарушением приватизационных конкурсов, с нарушением действующего законодательства». Впрочем, есть ещё один, возможно последний, шанс — решение споров в отношении прав собственности путем подписания мировых соглашений.


Первым о мировых соглашениях заговорил утром того же дня вице-премьер Олег Рыбачук. Он сообщил о намерении Президента предложить на «мини-Давосе» (см. выше) выход из «приватизационного» конфликта: заключать по спорным вопросам мировые соглашения. «Только решение суда может быть основанием для заявления чиновника любого ранга о сомнительности приватизации. И далее предлагается вариант заключения мировых соглашений, досудебного решения вопросов»,— изложил он суть меморандума о гарантиях прав собственности, который Президент презентовал на форуме.


Подписав меморандум, г-жа Тимошенко засвидетельствовала полное свое одобрение мировых соглашений с собственниками незаконно приватизированных предприятий. Но… «Мы найдем такую форму поведения власти, которая существенно ускорит принятие всех судебных решений» (см. «ЭИ» №177), — сказала она несколькими днями ранее на пресс-конференции, посвященной «Криворожстали». «Решение суда уже есть. Это решение… о том, что приватизация «Криворожстали» была проведена незаконно, и ни о каких мировых соглашениях на эту тему, кроме проведения новой приватизации на новом аукционе, я просто не знаю», — сказала она. По словам премьера, называемые сейчас оценки стоимости меткомбината являются экспертными, поскольку действительная его стоимость будет определена в ходе нового конкурса. А поздно вечером в четверг стало известно, что «ИНГ Банк Украина» (хранитель акций «Криворожстали». — Авт.) перевел 93,02% акций меткомбината на счет Фонда госимущества Украины.


Подписанный меморандум важен еще и тем, подчеркнул первый вице-премьер Анатолий Кинах, что является мощным сигналом для инвесторов (которые поверят в его действенность). Это гарантия того, что ни Президент, ни законодательная, ни исполнительная власти «не допустят перераспределения собственности за рамками действующих законов или рыночной конкуренции», — уверен г-н Кинах.


Столь оптимистично настроены далеко не все. Лидер фракции СДПУ(О) Леонид Кравчук назвал меморандум «очередным политическим шоу». «Теперь люди будут думать, что наконец-то они (должностные лица. — Авт.) подписали меморандум, и теперь все пойдет как по маслу. А ведь права собственников определены законом. Нужно просто уважать Конституцию, законы и собственные обещания. И не будут нужны никакие меморандумы»,– убежден г-н Кравчук. Солидарен с ним и представитель фракции СПУ Виталий Шибко. По его мнению, данный документ никого ни к чему не обязывает. «Инициируя этот меморандум, они (власти. — Авт.), вероятно, хотят как-то сгладить свои заявления (о возможности массовой реприватизации. — Ред.) на мировой арене»,— считает он.

ГМК

На вчерашнем заседании правительства подводились и первые итоги деятельности рабочей группы, состоящей из собственников украинских металлургических и горнорудных предприятий, а также из руководителей министерств и ведомств. «ЭИ» уже писали, что 25 мая Кабмин создал эту группу после того, как металлурги рассказали на совещании Юлии Тимошенко о кризисных явлениях в ГМК (в частности, злую шутку с «гээмкашниками» сыграла ревальвация гривни) и о необходимости государственной поддержки (см. «ЭИ» № 170).


Вчера правительство пошло на уступки производителям, приняв как раз те решения, о которых просили собственники предприятий. Во-первых, после того как первый замглавы парламентского Комитета по вопросам промполитики Вадим Гуров сообщил, что укрепление курса гривни привело к потерям по отрасли на уровне $150 млн. в месяц, Кабмин рекомендовал Нацбанку проводить валютно-курсовую политику с оглядкой на металлургов.


Во-вторых, правительство поручило ГНАУ «принять меры для компенсации налога на добавленную стоимость предприятиям ГМК» и не допускать появления просроченной задолженности. Третье и, наверное, самое главное решение оформилось в введение моратория на удорожание газа, электроэнергии и железнодорожных тарифов. Напомним, стоимость ж/д перевозок металлопродукции должна была вырасти в июле еще на 9%. В апреле руководство Минтранса и сталевары договорились ограничиться, в среднем, 50%-ным ростом ж/д тарифов, но только на некоторое время. И это время уже подошло к концу. Кроме того, министр топлива и энергетики Иван Плачков обещал «ЭИ» «незначительное удорожание электроэнергии и значительное — газа», примерно на 18-20% к концу года (причем речь тогда еще шла даже не об угрозах россиян троекратно поднять цену на газ).


Кроме того, группа металлургов решила при помощи хитрого законопроекта №7638 (с длинным и традиционно нудным названием «О внесении изменений… и т.д. и т.п.») подкорректировать некоторые законы Украины. Документ, который представят на рассмотрение ВР уже сегодня, 17 июня, предлагает внести три существенных изменения в законодательную базу.


Во-первых, предлагается упростить и ускорить возмещение НДС крупным промышленным, прежде всего металлургическим, предприятиям. Всего, по данным разных источников, задолженность ГНАУ перед метпредприятиями по возмещению экспортного НДС составляет от 1,8 млрд. грн. (народный депутат Сергей Матвиенков) до 2,387 млрд. грн. (министр промполитики Владимир Шандра). В 2002 г. этот показатель находился на уровне 1 млрд. грн. Сейчас депутаты предлагают ввести статус крупного налогоплательщика-экспортера. Чтобы получить такой статус, предприятие должно иметь объем внешнеэкономических операций за предыдущий год не менее 400 млн. грн., быть зарегистрированным как налогоплательщик не менее пяти лет, на протяжении трех предыдущих лет заниматься ВЭД, экспортировать продукцию собственного производства и не пользоваться режимом льготного налогообложения.


Предоставлять такой статус предприятию или компании должна сама ГНАУ. Проект предполагает, что на протяжении 30 дней после дня получения налоговой декларации с отрицательным значением НДС (к возмещению) ГНАУ проводит выездную проверку корректности заявленной суммы. К концу этого срока налоговики будут обязаны предоставить Госказначейству «висновок» с указанием суммы возмещения.


Вторым нововведением является поправка в Закон «О налогообложении прибыли предприятий», которая с 10% до 15% увеличивает норму амортизации для предприятий, износ основных фондов которых составляет более 50% (а таких среди промышленных — большинство). И, наконец, третья поправка вносится в Закон «О ценах и ценообразовании». Кабмин временно — до 31 декабря 2006 г. — может «разжиться» полномочиями по госрегулированию цен и тарифов на продукцию, производимую метпредприятиями и потребляемую на внутреннем рынке: начиная от руды и огнеупоров и заканчивая чугуном и трубами. Рентабельность участников рынка не должна быть более 30% себестоимости. Все, что зарабатывается свыше, предлагается изымать в госбюджет.


Однако данные изменения могут не понравиться большинству нардепов. По словам опрошенных «ЭИ» избранников, отнесение большего количества расходов по модернизации на затраты может уменьшить поступление в бюджет налога на прибыль. А для «оранжевых» бюджетные поступления — сейчас самое больное место.


 

romanyuk
Share
Published by
romanyuk