По данным «і», подобная тенденция наметилась после того, как Киев стал акцентировать на рыночных отношениях между странами. В частности, заявил о повышении с 2007 г. цены на экспортируемую в Беларусь электроэнергию. В результате сложных переговоров стороны договорились о $0,025 за кВт-ч (ранее цена составляла $0,021 за кВт-ч). Этот спор окончательно убедил белорусских чиновников, что не стоит ждать добра от украинских олигархов, которые могут на равных бороться с конкурентами.
Впрочем, несмотря на объявленную в 2007 г. приватизацию, выставленная на продажу белорусская собственность вряд ли привлечет внимание серьезных бизнесменов. Это поначалу минэкономики Беларуси объявило о включении в список «Белтрансгаза», «Белтелекома», МАЗа, «Нафтана», Мозырского НПЗ, «Белшины», «Химволокна», сахарных заводов и десятков других градообразующих и социально важных предприятий. Мол, очень нужны деньги для стабилизации валютного рынка, достижения положительного сальдо внешней торговли и выполнения бюджета.
Но уже в июне этот перечень изменился. В нем осталось лишь 23 предприятия, малопривлекательных для потенциальных инвесторов. В списке стали доминировать предприятия строительного профиля, а также сферы услуг и торговли.
Однако даже если найдутся заинтересованные в таких активах инвесторы, есть сомнения, что им удастся заключить сделку с белорусским правительством. «Декларируемая приватизация предполагает закрытый характер ведения переговоров с отдельными инвесторами по продаже акций. Нет ясности в определении стоимости приватизируемых объектов, что создает предпосылки для манипуляций и коррупции. Кроме того, планируется продавать не контрольные пакеты акций стратегическим инвесторам, а доли в ОАО иностранным компаниям, избранным отдельными политиками»,— сказал «і» Ярослав Романчук, руководитель центра Мизеса (Минск).
Поэтому, резюмирует экономист, можно утверждать, что сегодня ни о какой реальной приватизации в Беларуси не может быть и речи. Вместо этого существует угроза, по его словам, «номенклатурной прихватизации». Не исключена пара-тройка показательных сделок с нерезидентами. Которые, кстати, в первом квартале вложили в Беларусь $250 млн.
Поэтому украинскому капиталу нет смысла вливаться в экономику Беларуси. Впрочем, соседняя страна не пропадет без него. Даже те ресурсы, которые собирают в госбюджет, она не в состоянии израсходовать. В 2006 г. вместо запланированного дефицита бюджета вышел профицит в 2,2% ВВП. А в январе 2007 г. белорусский минфин озвучил феноменальные цифры профицита госбюджета в 16,6% ВВП. При таких условиях государство с реальной рыночной экономикой (которым, как уверяет Александр Лукашенко, является Беларусь), должно думать не о приватизации, а о покупке активов за рубежом, в той же Украине или России, где на продажу выставлены привлекательные активы.