Государство

Депутаты переименуют АО

По словам одного из разработчиков законопроекта, председателя Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку Анатолия Балюка, законопроект предусматривает увеличение требований к минимальному размеру уставного фонда для создаваемых акционерных обществ на уровне 2500 минимальных заработных плат (сейчас это 1 млн грн.), тогда как на данный момент минимальный размер УФ акционерного общества составляет 1250 минимальных зарплат (соответственно 500 тыс. грн). «Предусматривается возможность оплатыакций не только денежными средствами, но и имуществом или имущественными правами»,— сообщил господин Балюк.

Также законопроект предусматривает снижение кворума для проведения собрания акционеров с 60% до 50%+1 акция. Эта норма была в отдельном законопроекте, ветированном президентом, и повторно не принятом вчера. Правда, депутаты приняли другой, аналогичный, предусматривающий снижение кворума только для повторного собрания.

Предполагается, что закон должен защитить акционеров-миноритариев и акционеров-работников предприятия. Законопроект обязывает владельца большого пакета акций предложить другим акционерам продать ему их акции. «Это дает возможность мелким акционерам компенсировать потерю или уменьшение контроля над акционерным обществом»,— говорит господин Балюк. Должностные лица АО не смогут требовать от акционера-работника АО предоставления информации о том, как он голосовал и имеет ли намерение голосовать на общем собрании, или об отчуждении своих акций, или о намерении их отчуждения. В случае нарушения этой статьи проекта должностное лицо АО привлекается к административной и имущественной ответственности и освобождается от занимаемой должности.

Также в законопроекте предусмотрен отказ от практики выплаты дивидендов продукцией акционерного общества. Депутаты также отменили действующую сейчас норму относительно обязательной выплаты дивидендов по результатам каждого финансового года.

Одна из главных новаций законопроекта — отказ от разделения на открытые и закрытые акционерные общества. Вместо этого законопроект вводит деление акционерных обществ в зависимости от способа размещения акций на публичные и частные акционерные общества. По словам господина Балюка, «публичное общество может осуществлять публичное и частное размещение акций, частное общество — только частное размещение».

В то же время Главное научно-экспертное управление Верховной Рады утверждает, что правовой статус публичных АО по проекту фактически совпадает с нынешним статусом ОАО, а частных — с ЗАО. «Простое переименование является нецелесообразным, поскольку это приведет только к затратам этих АО на замену печатей, штампов, бланков всвязи со сменой наименования»,— говорится в выводах парламентских экспертов. 12 тыс. акционерных обществ открытого типа принадлежат 18 млн. собственников — юридическим и физическим лицам. Также существует около 22 тыс. ЗАО с 14 млн. акционеров.

Как сказал «i» генеральный директор инвестиционной компании Concorde Capital Игорь Мазепа, введение частных АО вместо ЗАО означает «смягчение из-за противостояния в парламенте, связанного с отменой ЗАО». «Нынешние ЗАО получат право реорганизоваться в частные АО, но все новые будут только публичными»,— считает он.

Экономист Международного центра перспективных исследований Анна Чередниченко считает, что между ЗАО и частными АО все же будет некоторое отличие. «Уставом частного АО может быть предусмотрено преимущественное право его акционеров на покупку акций этого общества. Это значит, что есть возможность создавать ЗАО по желанию собственников. Такая форма возможна, если это будет предусмотрено в уставе, но не все частные АО будут функционировать как ЗАО»,— утверждает госпожа Чередниченко.

По ее мнению, ЗАО следует сохранить для предотвращения недружественных поглощений.

bondarenko
Share
Published by
bondarenko