Для привлечения страхователей компании используют любые методы, включая демпинг.
Проблема возникла с началом полномасштабных рекламных кампаний крупных СК, которые, в частности, заявляли об увеличении лимита ответственности по автогражданке по имущественному ущербу на 10 тыс. грн. и снижении франшизы до нуля (законом о ГО предусмотрено возмещение имущественного ущерба в размере до 25,5 тыс. грн., франшиза — не более 510 грн.). Компании также предлагали потенциальным клиентам при покупке КАСКО приобрести полис ГО как часть комплексного продукта (потребитель платит за КАСКО, а ГО получает бесплатно как бонус). Подобный формат продуктов стали предлагать средние и мелкие СК. По мнению президента ассоциации «Страховой бизнес» Игоря Яковенко, «это означает, что уровень финансового обеспечения суммарных выплат стал ниже, чем ответственность». В результате уровень платежеспособности по рынку снизился, по экспертным оценкам, на 20%.
По данным ассоциации, бум автокредитования привел к тому, что автомобильные риски в портфелях большого числа реально работающих страховщиков (по оценкам экспертов, таковых около 100 из 450 зарегистрированных СК. — Авт.) превысили 50%. На Западе это считается реальной угрозой платежеспособности СК. Такая стратегия может привести не только к нехватке средств на выплаты у некоторых СК. От этого может пострадать и фонд защиты потерпевших МТСБУ, который наполняется отчислениями СК от каждого проданного полиса ГО (5% от стоимости полиса ГО. — Авт.). После реализации СК комплексных продуктов у фонда может оказаться недостаточно средств для компенсации ущерба пострадавшим в ДТП по вине автовладельцев льготных категорий. Кроме того, есть ряд СК, которые откровенно демпингуют, снижая тарифы на КАСКО до 3,5-4% (средний по рынку — 5-6,5%). Они вынуждены перестраховывать автомобильные риски только в отечественных СК — иностранцы тарифы на перестрахование не снизят, и перестраховочный тариф будет фактически равен страховому. А это чревато тем, что банкротство одной СК повлечет за собой банкротство и ряда других компаний. Господин Яковенко считает, что эту ситуацию следует предотвратить, пока угроза минимальна. По его словам, он не понимает, «почему руководство Моторного бюро смотрит на это сквозь пальцы, а Госфинуслуг бездействует». «Надо, чтобы комиссия в таких ситуациях вмешивалась, возглавила работу по усовершенствованию нормативной базы по ГО», — считает он.
Представитель одной из крупных компаний, пожелавший остаться неназванным, отреагировал на эти заявления так: «В таких рассуждениях нет логики. Так же можно заявлять, что небольшие компании не смогут выполнить обязательства по ГО, поскольку выплаты по этому виду достигают 90%. Проблема в том, что мелкие СК боятся за себя, так как не могут быть конкурентоспособными. Крупные СК могут себе позволить это, потому что диверсифицируют риски и могут покрыть наступившие обязательства за счет перераспределения своего портфеля».